header image

 

Дата рождения: 12.12.1978 г.

Дата смерти: 22.03.2023 г.

Место погребения:

Новое кладбище д. Максимово, Шелковская волость,

Великолукский район, Псковская область.  

24 марта 2023 года, в Свято-Вознесенском кафедральном соборе города Великие Луки на отпевании пономаря Николая Константиновича Усова собралось более 100 великолучан.

Тихий, кроткий, скромный Николай при жизни совсем не был человеком известным. А, оказалось, остался в благодарных сердцах многих наших боголюбивых земляков, прихожан собора, которые почти 10 лет видели, с какой любовью, как преданно он служил Господу и народу Божию в мало заметном чине пономаря. Жаль, но как часто мы

Не замечаем в людях искры доброты.

И только в час последний близким несем цветы…

Короткая земная жизнь. Впереди - Вечность. Между датами рождения и смерти - всего 43 года: 1979 U2023. Тепло и сердечно, как о родном, с любовью и слезами на глазах вспоминают доброго и отзывчивого Николая священники, алтарники, певчие, церковнослужители, боголюбивые прихожане.

Коля был скромным, о себе не любил рассказывать. Жизнь его не баловала: с самого рождения малыш не знал ни материнской ласки, ни заботы, ни поддержки. Неизвестно, по какой причине мама отдала крошку в детский дом г. Невеля. Там он научился ходить и говорить. Благодаря неравнодушным воспитателям и нянечкам рос, учился в школе-интернате и Невельском ПТУ, где получил специальность маляра-штукатура. Немного поработал в строительной организации, и начались серьезные проблемы со здоровьем. После стройки трудился грузчиком и разнорабочим.

Елену, свою суженую, Коля встретил на автобусной остановке. Любовь с первого взгляда оказалась единственной, крепкой и верной - на всю, к сожалению, недолгую жизнь. Ничего не бывает случайного: ни знакомства, ни обретения спасительной дороги к храму Божию. Коля и Лена рассказывали близким, что после венчания у них началась другая жизнь: сердца стремились к Господу, к церкви - Дому Божию, к добрым верующим людям. Леночка в свободное от работы время (субботу и воскресенье) пела в архиерейском церковном хоре, Коля с несказанной радостью помогал в алтаре, стал пономарем любимого им Свято-Вознесенского собора.

Коля и Лена казались нам похожими на брата и сестру. Они были неразлучны. Кажется, совсем недавно я видела их сияющие лица, в руках - букетики вербы, супруги спешили на вечернее праздничное Богослужение! Они не скрывали свою радость: ведь это истинное счастье - спешить в Дом Божий, служить Самому Господу способностями, которые Он даровал.

Алтарники - оба Александра - рассказали, что Коля признавался: «Храм для меня - спасение, без него жить не могу!» Смиренный, непосредственный, даже наивный, как ребенок, он искренне радовался и переживал. Годы семейной жизни были для него счастливыми и незабываемыми. Любящие супруги были всегда вместе: в домашних делах, в церкви, в молитве, в подготовке к Исповеди и Причастию, главным православным праздникам. С удовольствием трудились на маленьком участке земли, где у них был уютный домик-вагончик. С любовью посадили яблони, груши, дивные розы. Этой осенью Коля угощал яблочками и первыми грушами заботливых прихожанок Лидию и Людмилу.

Коля очень горевал и крепко молился за незабвенную Леночку (в апреле исполнится три года, как она преставилась ко Господу во время беспощадной пандемии).

В нашей памяти Коленька остался как наидобрейший, открытый, участливый, отзывчивый человек. По его лицу было видно: он любил всех! Обнимал от всего сердца, как добрый и ласковый мальчик.

На свою маму не затаил зла и неприязни, не ожесточился. Никогда не обронил обидного слова. Добродушные Лена и Коля разыскали маму, тяжело больную, нуждавшуюся в заботе. Навещали, покупали продукты и лекарства. Когда ей стало совсем плохо, перевезли в свою квартиру, терпеливо ухаживали до последних дней.

С 2020 года Коля пережил четыре смерти: своей мамы, любимой жены, тещи и свояченицы. После смерти Леночки он плакал, вспоминая счастливое время, когда они были вместе. Лена приходила к нему во снах и обещала, что скоро встретятся…

Коля по-отцовски заботился о Ленином сыне Владимире. Научился неплохо готовить, часто советовался с добросердечными прихожанами, чем порадовать Володю, служил ему с любовью, помогал молитвой и добрым словом.

Многие люди, знавшие Колю, единодушно говорили о нем - добрейший. Он не умел обижаться и, наверное, комара не обидел. Даже к тем, кто не был к нему добр, кто порою обижал без причины, Коля относился с редкостной, всепрощающей любовью. И жалел всех: людей, птиц, животных. Всё покрывал безграничной великодушной любовью.

К счастью (он очень ценил это!), Коле встретились на жизненном пути такие же добрые люди. Особенно он любил милую, отзывчивую Лидию, дорогую всем нам прихожанку собора. За несколько минут до скоропостижной смерти он последний раз позвонил ей.

 Не успел договорить - разговор смерть прервала на полуслове. А мечтал, что скоро, в любимый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, будут вместе причащаться Святых Христовых Тайн… Коля донес свой крест. Час смерти и образ кончины каждого из нас в руках Божиих, Сам Господь призывает человека, когда приходит время, в путь всея Земли. Земная жизнь была для Николая, как и для всех нас, местом испытаний, скорбей, болезней, очищения от грехов, воспитания будущего гражданина Царствия Небесного…

Наверное, Коля чувствовал, как горячо молился народ на отпевании, испрашивая у Господа лучшей участи для души нашего духовного брата в Вечной жизни. Слышал и запоздалые добрые слова, которых ему так не хватало при жизни.

Проникновенными и трогательными были слова отца Сергия Матвеева, с любовью обращенные к почившему и сердцам молившихся на панихиде.

Коленька лежал в гробу, как живой, весь в цветах - белых хризантемах, алых и малиновых розах. С утра день был пасмурный, а как только закончилось отпевание, вдруг выглянуло яркое и теплое весеннее солнышко и осветило Свято-Вознесенский собор. Люди говорили: «Отлегло от сердца - добрый знак».

Вечная память. Вечный покой приснопоминаемому новопреставленному Николаю. Будем молиться, чтобы милосердный Господь принял его душу в обители света и радования - блаженное и тихое пристанище.

От имени прихожан Свято-Вознесенского кафедрального собора Ольга Конеева.

Дата рождения: 09.05.1959 г.

Дата смерти: 11.03.2023 г. 

11 марта 2023 года окончился земной путь монахини Конкордии (в миру - Алевтины Александровны Тимофеевой), дорогой многим нашим землякам и соотечественникам. Жизнь незабвенной матушки Конкордии – истинная школа любви и благочестия, живой пример бескорыстного и искреннего служения Богу и ближним.

Она усердно просила Господа, чтобы даровал ей «сердце простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое». По Своему милосердию, ее крепкой вере и чистоте души Бог услышал и исполнил ее молитву.

Великолучане любили и уважали милую и сердечную молитвенницу, неутомимую труженицу монахиню Конкордию, 18 лет преданно служившую Господу и народу Божию в Клинской монашеской общине. В миру – Альвина, в крещении – Алевтина, в монашестве – Конкордия (что означает в переводе с греческого – «согласие») стала первой монахиней в своем большом роду.

Ее родина – поселок Идрица. Здесь прошли детские годы и юность в дружной и боголюбивой семье скромных тружеников: отец, Александр Максимович, работал шофером, мама, Нина Ивановна, – рабочей на маслосырзаводе. Алевтина с юных лет мечтала быть учительницей. Способная и целеустремленная, претворила в жизнь детскую мечту, успешно окончив педагогическое училище в Опочке и Псковский педагогический институт.

Школа стала ее призванием на два десятилетия. Каждое утро она с радостью спешила к своим дорогим малышам в школу № 24 – одну из лучших в Пскове. Родители учеников начальных классов называли Алевтину Александровну Тимофееву «учителем от Бога». С 1997 года Алевтина окормлялась у известного Старца, ставшего ее духовным наставником, приснопоминаемого протоиерея Валентина Мордасова (10.03.1930 – 19.07.1998 г.) – настоятеля храма великомученика Георгия в погосте Камно под Псковом. Милостью Божией Алевтина обрела крепкую веру, нашла свою дорогу к храму.

Запомнился рассказ матушки Конкордии, как в ее первый приезд в Камно батюшка Валентин беседовал с нею в церковном дворе. Алевтине не давала покоя мысль: «По воле Божией я оказалась здесь или нет?» Неожиданно отец Валентин сам ответил на мучивший ее вопрос: «По воле, по воле Божией…» С 2000 года Алевтина стала послушницей в храме великомученика Георгия в Камно: читала и пела на клиросе, помогала в трапезной.

Патриарха Тихона, тогда еще не прославленного Церковью, она полюбила всем сердцем за его жертвенный, самоотверженный подвиг Любви и Веры, сохранение в единстве и целостности Православия. Словно чувствовала, что скоро будет служить Богу и ближним на родине Святителя Тихона, в погосте Клин.

Певческому искусству Алевтина училась у регента и псковского композитора Александра Закревского в церкви Жен-мироносиц, занималась в народном церковном хоре при храме святого благоверного князя Александра Невского, читала и пела на клиросе в церкви Апостола Матфея в Писковичах, где в те же годы служил известный пастырь отец Павел (Адельгейм).

В 1996 году трудами и молитвами архимандрита Сергия (Стурова), благочинного Великолукского церковного округа, началось возрождение храма Воскресения Христова в погосте Клин по благословению Преосвященнейшего владыки Евсевия, архиепископа Псковского и Великолукского. По благословению владыки с 2003 года благочинным Великолукского церковного округа служил иеромонах Киприан (Грищенко) - духовное чадо отца Валентина (Мордасова), вместе с которым из Пскова приехали три священника и послушница Алевтина.

Через три года, в 2006 году, сбылась давняя мечта Алевтины Тимофеевой. 31 марта, в Лазареву субботу, игумен Савватий (Донченко) по благословению владыки Евсевия совершил иноческий постриг Алевтины. А 26 августа 2008 г., в день памяти Святителя Тихона (Задонского), она стала монахиней с наречением нового имени – Конкордия – и была назначена старшей сестрой монашеской общины в Клину. Матушка вспоминала, как волновалось ее сердце, принимая ангельский чин человеческой души, которая еще здесь, на земле, обручалась Самому Господу. Она стремилась всей душой быть монахиней по духу, а значит, «жить в непрестанной молитве, в любви ко всем людям, исполнять все добродетели, пребывать в смирении, считая себя за ничто, никого не осуждая, и всеми силами с помощью Божией стараться о спасении ближних своих». А еще – «жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками» (1 Фес. 4:11). За это время матушка Конкордия научилась главному: «Смотреть на мир – и видеть Бога… В молитве быть – и ведать Бога…»

Незаметно, смиренно, тихо делала приснопамятная матушка Конкордия большие, очень важные дела. Ее натруженные руки можно по праву назвать «золотыми». Они умели все на свете: плести чётки, косить, жать серпом, пахать и бороновать землю, колоть и пилить дрова, делать первоклассные гряды, сажать, сеять, ухаживать за растениями, создавать порядок, уют, красоту… Ее усердные молитвы возносились ко Престолу Божию. Матушка была одной из главных благоустроителей, благоукрасителей и верной хранительницей святого места сего. Настанет время – и мы расскажем о милости и помощи Божией страждущим по горячим молитвам скромной монахини Конкордии…

Красить, строить, мастерить, все видеть, замечать умела наша милая матушка! И ландшафтным дизайнером, и поваром несравненным была! Радовалась всякой работе, трудилась красиво, энергично во славу Божию, на пользу родной обители, увлекая детей и   взрослых…

В 2007 году при поддержке управления образования, по благословению и благодаря помощи благочинного Великолукского церковного округа игумена Савватия, по инициативе специалиста управления образования Ирины Сергеевны Ломоносовой вблизи храма Воскресения Христова вырос палаточный летний лагерь для великолукских школьников. Активными участниками волонтерского православного лагеря стали учащиеся лицея № 11, центра образования, гимназии им. С.В. Ковалевской, с 2009 года – учащиеся кадетской школы, педагогического лицея, школ № 12 и № 13; с 2010 года – школ № 6 и № 2. Бессменным руководителем волонтерского православного лагеря школьников и умелым, талантливым организатором все годы была трудолюбивая, энергичная, требовательная, заботливая матушка Конкордия, наш мудрый и верный друг, добрый наставник, учитель. Дети и взрослые называли ее ласково, с любовью и уважением, боясь огорчить, – «наше Солнышко». Учителя и школьники говорили, как матушка умела воодушевить, приохотить к работе, неназойливо воспитывая «привычку к труду благородную…», так что рядом с ней хотелось трудиться, не чувствуя усталости, даже тем, кто мало что умеет. И ребята с удовольствием благоустраивали территорию, сажали и поливали цветы, заготавливали дрова, ухаживали за грядками на огороде, месили раствор, вязали для козочек веники, заготавливали целебные травы – и любое дело спорилось, радуя сердце!

Когда мы со школьниками и учителями приезжали в Клин, матушка Конкордия встречала нас у ворот гостеприимно, как родных. Она сияла, светилась от переполнявшей ее сердце любви к Богу, детям и взрослым.

Остались в сердце незабываемые, теплые, искренние беседы матушки со школьниками и взрослыми о вере, молитве, любви Божией. Поучительные примеры о милости Божией к людям по их вере, об исполнении прошений надеющимся на Господа и творящим Его волю не оставляли безучастными ни детей, ни взрослых. Те трогательные воспоминания согревают наши сердца и поныне: и соборная молитва, и дружное пение хором «Господи, помилуй!». Какой умелый, мудрый, добрый учительский подход, располагающий сердца, даровал матушке Господь! Благодаря ее любви и терпению малыши и старшие школьники быстро и охотно учились самым коротким спасительным молитвам: «Господи, помилуй!»; «Господи, помоги!»; «Господи, научи!»; «Господи, вразуми!»; «Господи, спаси!». Помню, как однажды ученикам школы № 9 матушка Конкордия напомнила рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Сама наша милая матушка, скромная и верная, кажется нам похожей на того ответственного часового. Она всегда бодрствовала, с любовью охраняла и благоустраивала доверенный ей Господом святой храм на родине Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Разве забудешь, как радушно встречали школьников клинские матушки?! Ребята называли приготовленное ими постное печенье на огуречном рассоле «самым вкусным лакомством». А когда автобус отъезжал от ворот обители, матушка Конкордия с любовью крестила автобус, молилась о нас трогательно до слез…

Святая клинская земля, каждый камушек, тропинка, плодовые деревья, кустарники, цветы… приделы Воскресения Христова и Николая Чудотворца помнят молитвы и неустанный труд подвижницы любви и веры монахини Конкордии. Она всегда была надежной опорой в организации всех без исключения далеко не женских работ возрождающейся монашеской общины: ремонте фасада, реконструкции церкви, строительстве и благоустройстве, проведении отопления, бурении артезианской скважины (в результате в Клину появилась чистейшая, вкусная, целебная вода!).

Матушка с большой благодарностью отзывалась о духовной, молитвенной и материальной поддержке общины благочинными Великолукского церковного округа: архимандритом Сергием (Стуровым), иеромонахом Киприаном (Грищенко), игуменом Савватием (Донченко) и иереем Романом Донец, с 2015 года – владыкой Сергием (Булатниковым), Преосвященнейшим епископом Великолукским и Невельским.

С 1 августа 2021 г. монахиня Конкордия была насельницей Свято-Покровской монастырской общины в селе Вербилово Пустошкинского района Псковской области, до последних дней самоотверженно и усердно исполняя важное послушание – чтение Неусыпаемой Псалтири.

Грустно писать о приснопамятной матушке Конкордии в прошедшем времени. Любовь и память не умирают. Добрым примером своей жизни (9 мая 1959 – 11 марта 2023) незабвенная монахиня Конкордия учит нас любить Бога и ближних, видя в каждом человеке образ Божий, за все благодарить Спасителя, терпеливо нести жизненный крест, незаметно творить добро во славу Божию, помня: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6). «Праведники живут вовеки: награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего» (Прем. 5:15).

 О. Конеева

Сведения:

Священник Матфей Авраамиевич Виноградов родился 3 августа 1861 года, сын псаломщика. После окончания Псковской духовной семинарии оставлен в ней надзирателем, затем служил священником в погосте Милолюб Великолукского уезда. С 28 мая 1904 года начал служить в Покровской церкви, был заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе. Священник имел награды: набедренник, скуфью, камилавку, Библию от Святейшего Синода. 7 июня 1915 года в Троицком соборе Пскова отец Матфей возведён в сан протоиерея епископом Псковским и Порховским Евсевием. В 30-е годы священник с матушкой попали в категорию «лишенцев», им не давали продовольственных карточек, притесняли, буквально душили налогами. Бросив свой дом, старики покинули Великие Луки, уехали под защиту сына Ивана в Ленинград. Там они нашли свое вечное пристанище. Скончался отец Матфей 6 ноября 1930 года. Похоронен на Богословском кладбище в Петербурге.

 

 gavrilov vladimir

Дата рождения: 1878 г.

Дата смерти: 20 апреля 1952 г.

Сведения:

Священник Владимир Константинович Гаврилов родился 1887 году в деревне Усохино, Опочецкого района Великолукской области. Отец Владимир с 1941 года по 1949 являлся настоятелем Покровской церкви города Опочка.

tankovod

Дата рождения: 1885 г

Дата смерти: 7 августа 1942 г.

Жизнеописание:

Иерей Феодор Константинович Тонковид родился в 1885 году в деревне Забелье Полоцкого уезда Витебской губернии в крестьянской семье. Мать его умерла очень рано, отец отдал отрока Феодора на воспитание в Свято-Троицкий Марков монастырь первого класса, находящийся в трех верстах от города Витебска. В 1910 году Феодор Константинович окончил Духовную семинарию, расположенную при том же монастыре, женился и был рукоположен во диакона. Его супруга Евфросиния Андреевна (1893-1973) была сиротой, как и он сам. Через год (в 1911 г.) диакона Феодора рукополагают в иерейский сан, и с этого времени началось его нелегкое иерейское служение. Где был первый приход о. Феодора – неизвестно, где-то под городом Невелем. Второй приход находился в селе Белохвостово Доминиковской волости Невельского уезда. Там и застал о. Феодора февраль, а потом и октябрь 1917 года.

Придя к власти, большевики стали ломать вековые устои русского народа. С первых же дней правления своей антинародной политикой они вызвали огромное негодование в народе, особенно среди обманутого ими крестьянства. В сентябре 1918 года в 18 из 20 волостей (кроме Долысской и Шаховской) Невельского уезда поднялись крестьянские восстания против советской власти. Крестьянами были разгромлены местные советы и убиты многие комиссары. Через несколько месяцев крестьянские восстания были жестоко подавлены. Пострадало немало народа. Милостию Божией о. Феодору удалось избежать расправы. В том же селе Белохвостово в 1920 году у о. Феодора и его супруги Евфросинии Андреевны родился сын, а через четыре года – дочь Нина. В начале 1929 года о. Феодор своими руками построил дом около церкви на горке, но пожить в нем не довелось. Через полгода власти отняли дом. Батюшку перевели служить в село Стайки, где он со всей семьей поселился в маленькой сторожке возле храма. В сентябре 1932 года о. Феодор был арестован. Сотрудники НКВД приехали ночью и увезли батюшку в Великие

Луки. Его малолетние дети, напуганные арестом отца, бегали по селу и кричали о случившемся. После ареста священника храм закрыли и разграбили. Некоторое время спустя в Великих Луках состоялся суд, на котором разрешили присутствовать его жене. Отцу Феодору откровенно предлагали отречься от Бога и от Церкви или хотя бы стать обновленцем. Он не принял ни того, ни другого, на суде держался стойко и мужественно, а судьям отвечал, что предпочитает пострадать, чем отречься от Христа. По решению тройки ПП ОГПУ Западной области от 22.11.32 на основании ст. 58-10 УК РСФСР ему дали пять лет высылки в Северный край (г. Каргополь). В Каргополе о. Феодор работал на клюквенном заводе, где пилил бревна и доски с другим священником. Два раза в месяц они, как и все ссыльные, приходили отмечаться в органы НКВД.

Семья о. Феодора из Белохвостова переехала в Витебск. Сначала они жили у сестры Евфросиньи Андреевны, а потом снимали комнату в подвале. Евфросинья Андреевна работала уборщицей в общежитии железнодорожников, иногда за работу ей давали бесплатные билеты, и она могла ездить к мужу в Каргополь. Все пять лет ссылки о. Феодор всячески помогал своей семье, оставшейся после его ареста без средств существования и в великой нужде, так как нквдешники конфисковали у них все имущество. К тому же в это время на Украине и в Белоруссии начался голод.

Осенью 1937 года о. Феодор вернулся из ссылки. К этому времени в Витебске уже не было ни одного действующего храма. Часть из них была отдана под склады, другие – просто разрушены. Батюшке, чтобы прокормить семью, пришлось идти работать на обувную фабрику. Там у него было сразу три работы: он варил клей, подвозил топливо и готовый клей развозил по цехам. 22 июня 1941 года началась война, а уже 29 июля немцы подошли к Витебску. Опасаясь за жизнь, все жители ушли в лес. Пять дней шли ожесточенные бои, все кругом горело. Когда люди вернулись, город был практически разрушен. От дома, где жила семья о. Феодора, камня на камне не осталось. Но даже в такой разрухе люди не забывали о храмах Божиих. В Витебске и его окрестностях стали открывать уцелевшие церкви. Осенью 1941 года о. Феодор был назначен служить в Троицкий храм бывшего Маркова монастыря, где когда-то прошли его семинарские годы. В 30-х годах там был фабричный склад. В чудом уцелевший храм народ стал приносить иконы и церковную утварь, был освящен престол и вновь возобновилась молитва. В центре Витебска был открыт трехпрестольный собор, куда вскоре был переведен о. Феодор. Вся семья поселилась в доме возле собора, где они занимали одну комнату, в остальных жили другие священнослужители с семьями.

В начале января 1942 года к о. Феодору приехали жители села Ловец Невельского района и просили его переехать к ним, так как храм у них

сохранился в прекрасном состоянии с иконами, утварью и облачением, а священника не было. Ловецкие жители очень хорошо знали о. Феодора, помнили, как он служил в селе Стайки, находящемся по соседству с Ловцами. Староста Ловецкого храма все же выпросил батюшку для своей церкви. 14 января о. Феодор отслужил свою последнюю литургию в городе Витебске, и через два дня всю его семью на санях повезли в Ловец. Село Ловец стало последним местом служения о. Феодора.

С приездом священника жизнь в Ловце сильно изменилась, открылась церковь, стала совершаться литургия, и народ вновь потянулся в дом Божий. По воскресеньям храм был переполнен молящимися, люди приезжали даже из самых отдаленных деревень. Отец Феодор все время ездил по окрестным селениям, крестил детей, освящал дома и причащал больных. Он всегда приходил по первому зову. Иногда о. Феодор возвращался домой лишь поздно вечером. После каждой литургии батюшка совершал панихиды по погибшим воинам, порой их было так много, что панихида длилась 1,5-2 часа. Немало людей венчалось, даже тех, кто уже был в возрасте и имел детей. Война изменила судьбы многих, горе, пришедшее в дом, заставило по-иному взглянуть на жизнь. Душа человеческая стала искать успокоения, обращая свой взор к Богу. Со всей уверенностью можно сказать, что в Ловце начиналось духовное возрождение. Однажды к о. Феодору из соседней деревни приехала некая женщина и стала просить батюшку пособоровать и причастить ее умирающего дядю, жившего в деревне Ступище. Эта деревня находилась в лесу за рекой, в сторону от деревни Турки-Перевоз (Турки-Перевоз в 5 км от Ловца). Жена и дочь о. Феодора всячески отговаривали батюшку. В тех местах был партизанский край: с 1942 года промежуток от деревни Клиновое до деревни Турки-Перевоз был под контролем партизан.

Ехать в деревню Ступище было очень опасно, поэтому родные не хотели отпускать батюшку, опасаясь за его жизнь. Но приехавшая женщина настойчиво ждала у дома священника. Дочь батюшки, Нина, даже вышла из дому и стала ругать ее, говоря, что она везет отца на смерть. Но все было бесполезно. Отец Феодор пожурил дочку, сказав ей, что нельзя так обращаться с людьми, что если и суждено пострадать, то он пострадает за Христа. Батюшка зашел в храм, взял Святые Дары, положил в Дароносицу, и они поехали. Жена и дочь, оставшись дома одни, молились и плакали, чувствуя, что уже в последний раз видели о. Феодора. Через три километра, доехав до своей деревни, женщина слезла с повозки и пошла домой. С отцом Феодором поехал мальчик, который был родом из деревни Ступище. Они проехали еще немного, как вдруг из леса вышло семеро вооруженных людей. Это были партизаны, которые заранее их здесь поджидали. С площадной руганью и издевательствами, они согнали батюшку с телеги, привязали его сзади. Сами же, усевшись на телегу, поехали в сторону реки. Бежавшего за ними связанного священника они заставляли служить панихиду по самому себе. В тех деревнях и на хуторах, через которые провозили отца Феодора, люди потом рассказывали, что слышали, как батюшка пел панихидные песнопения. У реки партизан ожидали две лодки. Переплыв на другой берег, бандиты потащили священника в лес. Избивая, они сорвали с него крест и рясу. Отец Феодор прикрывал руками Дароносицу со Святыми Дарами, крепко прижав к себе и не отпуская ее. Тогда одержимые злобой и ненавистью безбожники стали колоть штыками руки, бить по лицу и голове. Штыками они выкололи ему глаза, под конец полуживому священнику выстрелили в голову так, что пуля разорвала ему весь затылок. Наспех выкопав яму, партизаны бросили туда тело о. Феодора в одном нижнем белье и слегка забросали землей. Чтобы никто не пытался искать батюшку, они пригрозили жителям соседних деревень и хуторов, сказав им, что «попа убили, а яму заминировали».

Отец Феодор сподобился мученической кончины 7 августа н. ст. 1942 года, не дожив трех недель до Успения Пресвятой Богородицы, престольного праздника Ловецкой церкви. В тот же день о случившемся стало известно в Ловце. Народ был сильно напуган. Прихожане не пускали в Ступище жену и дочь батюшки, и из них никто не решался туда поехать. Все боялись, тем более, что точного места, где закопали о. Феодора, никто не знал.

Одному благочестивому старику, рабу Божиему Тимофею, из деревни Ятлище приснился сон, что он стоит в храме со множеством народа. Все плачут. Вдруг явился сам Господь наш Иисус Христос и говорит им: «Что вы стоите и плачете, идите и возьмите своего пастыря», и указал Тимофею место, где лежал о. Феодор. Утром старик проснулся весь в слезах и рассказал про свой сон жене. На следующий день она с еще двумя женщинами, Олимпиадой и Иулией, отправились за телом убиенного батюшки. Они взяли с собой две простыни и пошли. Дойдя до реки, женщины увидели на берегу двух мальчиков, ловивших рыбу, и попросили у них лодку. Переплыв на другой берег, они вышли из лодки, перекрестившись, пошли в лес и пришли прямо к месту захоронения. Рядом со свежей ямой были остатки костра. Что жгли там убийцы, навсегда останется для нас тайной. Сверху над могилой лежала срубленная сосенка. Опасаясь мин, женщины осторожно руками стали разгребать землю. Они вытащили изуродованное тело священника и, завернув его в простыню, несли до реки три километра. В лодке они плыли еще километров шесть до деревни Перевоз, где их уже ждала подвода. До Ловца они добрались к вечеру. В селе их встречали со скорбным колокольным звоном. Тело о. Феодора было все в песке и запекшейся крови. Он пролежал в земле почти шесть дней. Леонид Михайлович Щербов с другими мужчинами очистили и помыли его, облачили в священнические ризы и положили в гроб, лицо накрыли воздухом. Три дня народ приходил в храм прощаться со своим пастырем. Приходили и молодые, и старые, целовали почерневшие от многочисленных ран его руки. Прикладывались все. Многие плакали, жалея, что лишились такого батюшки. Он ко всем относился с любовью, и народ отвечал ему тем же. 13 августа о. Феодора похоронили за алтарем Успенской церкви села Ловец.

Через год, в августе 1943 года, началось наступление советских войск на город Невель. В сентябре он уже был освобожден. К ноябрю фронт дошел и до Ловца. В тех местах шли ожесточенные бои. Успенский храм сгорел. Погорело еще несколько деревень в округе. Люди рассказывали, что храм подожгли все те же партизаны. Они сожгли его вместе с засевшими там немцами.

После войны из Москвы приехали два следователя, расспрашивали об убийстве священника. Они говорили, что командир партизан был арестован и предан суду. Правда, следователи называли его не командиром, а главарем банды, хотя этот главарь до войны был председателем исполкома города Невеля. Отряд его был расформирован и отправлен в штрафной батальон. На их совести немало преступлений против мирных людей. Например, в 1942 году они сожгли дотла деревню Сомино.

В 1950 году семья о. Феодора вновь вернулась в Витебск, а когда 11 июня 1973 года умерла его жена Евросиния Андреевна, ее похоронили рядом с батюшкой на Ловецком кладбище.

По прошествии уже многих лет Господь являет нам один из драгоценных камней духовной сокровищницы земли русской. Можно со всей уверенностью сказать, что священномученик Феодор, пресвитер Ловецкий ныне предстоит в великом сонме святых новомучеников и исповедников Российских перед престолом Божиим, вознося свои молитвы к Царю славы Господу нашему Иисусу Христу за всю землю русскую, за то маленькое село, где упокоил его Господь. Воистину, село Ловец обрело своего небесного заступника и покровителя.

Источник: [Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости 2002 г. Выпуск 26-27 Статья: Свящ. Михаил (Груздев). Мученик иерей Феодор Тонковид стр. 187-191]

Дата рождения: 1894 г.

Дата смерти: 1958 г.

Место погребения: Могила находится за алтарем храма Преображения Господня п. Локня.

shim maria ivanova22

 

Схимонахиня Мария (в миру – Иванова Надежда Ивановна) родилась 11 марта 1928 года в деревне Якубиха, Новосокольнического района Псковской области.

25 февраля 2015 года епископом Великолукским и Невельским Сергием пострижена в великую схиму с наречением имени Мария в честь преподобной Марии Вифинской.

19 апреля 2021 года, на 94-м году жизни, после непродолжительной болезни, преставилась ко Господу.

Погребена за алтарем храма святителя Николая Чудотворца г. Новосокольники Псковской области.

 

Мой рассказ о матушке Рафаиле восходит к 17 января 1991 г., когда была опубликована статья о ней в "Псковской правде". Я встретилась с нею, когда ей было 98 лет, и она уже почти ничего не видела, при этом она меня перекрестила и благословила, и вот, отрывки из небольшого рассказа. "С трагической судьбой Вознесенского монастыря неразрывно связаны судьбы монашествующих женщин, которые после закрытия обители в 1925-м буквально оказались на улице. О них "позаботились": одних отправили в сельхозкоммуны, других - за неподчинение - в тюрьму, откуда вернулись немногие...

В 1990 году схимонахиня Рафаила (Булынина) была последне и единственной из сестер девичьего Вознесенского монастыря, кто дожил до времени, когда начинался, по сути, Русский православный ренессанс. Она помнила, как с соборного купола снимали крест, а потом сносили и сам купол... В ее келье все было скромно - мебели почти никакой, но на стене - иконостас, лампадка, под стеклом в рамке - последняя настоятельница Вознесенского монастыря схиигумения Людмила. Это она позвала в обитель будущую матушку Рафаилу, которую в миру звали Анной Булыниной.

В монастыре Анне понравилось. Здесь было немало таких, как она послушниц, в жизни которых не было места праздности и лени. Анна трудилась вместе с ними в садах и на огородах, принадлежавших монастырю, занималась рукоделием, читала молитвы, готовилась к монашескому постригу. Но время мирных трудов завершалось. После революции исповедание Христовой веры не приветствовалось новыми правителями России. И после закрытия монастыря мать Рафаила работала няней в детских яслях. Делала все на совесть, иначе не умела, но вместо похвалы не раз слышала в свой адрес незаслуженные замечания от заведующей. Обид старалась не таить, все больше погружаясь в различную работу. Когда в 1941-м пришла война и на Великие Луки упали первые бомбы, монахиня ухаживала за раненными воинами в госпитале, чинила и стирала их белье и военную форму, ласково, по-матерински, разговаривала с ними и наставляла. После войны вместе со своей сотаинницей матушкой Селафиилой, (перенесшей тюремное заключение), помогала во время служб в Казанской церкви. Ей было благословение убираться в алтарной части храма.Жила она тогда при церкви, а позже, по распоряженю облисполкома, сестрам Рафаиле и Селафииле возвратили их келлии, куда они с радостью вернулись. Кстати, по первому постригу мать Рафаила носила имя Мартирии, а только потом уже - Рафаилы.

Преодолевая старческие недуги, схимонахиня Рафаила верно хранила обет монашеского послушания. Несмотря на недуги телесные, доброта ее души, не сломленная унижениями и гонениями от злых людей, собирала в ее келлии массу верующих людей, приходивших к ней за молитвенным утешением, да и просто побыть рядом подле высокодуховного человека. Господь был милостив к матушке Рафаиле, и она дожила до дней, когда Вознесенский монастырь был вновь освящен, когда на один из его купола был вновь воздвигнут Божий крест. Хоть и слепенькая, она сидела на своей кроватке и все время молилась. Как и должно монахине. Такой она и запомнилась мне, чем очень тогда утешила и меня, грешную. Слава Богу за все!

Людмила Анатольевна Скатова. Поэт, член Союза писателей России.

Дата рождения: 27 октября 1957 г.

Дата смерти: 3 января 2021 г.

Дата хиротонии во диакона: 7 апреля 1995 г.

Дата хиротонии во пресвитера: 20 июля 1995 г.

Награды иерархические:

- наперсный крест 2015 г.

Награды общецерковные: - медаль преподобного Мартирия Зеленецкого III- степени 2020 г.

Биография:

Иерей Сергий Николаевич Чекменёв родился в городе Ленинграде 27 октября 1957 года в семье рабочих. После четвертого класса общеобразовательной школы поступил в художественную школу при Академии художеств, где учился до 9 класса. После окончания школы работал в Адмиралтейском объединении в качестве художника-оформителя. Затем служил в рядах Советской армии. Служил в Монголии в артиллерийских войсках. После демобилизации работал грузчиком, потом художником – оформителем, поступил вольнослушателем в Академию художеств, затем Высшее художественное училище им. Мухиной. Работал дворником. Самостоятельно занимался живописью, участвовал в выставках в Санкт-Петербурге и за рубежом.

В 1988 году вступил в брак, от которого появилось на свет четыре ребенка.

В 1992 году познакомился с игуменом Павлом (Кравцом), который благословил встать на путь служения Богу. После чего вся семья переехала из Санкт-Петербурга в Псковскую глубинку.

В 1995 году архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием в праздник Благовещения в Троицком оборе г. Пскова был посвящен в диаконы.

30-го июля 1995 года в день празднования Святогорской иконы Божия Матери в Свято-Успенском Святогорском монастыре состоялась хиротония во пресвитеры.

В 1996 году был назначен настоятелем храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери д. Добрывичи Бежаницкого района.

25 августа 2011 года по совместительству назначен настоятелем храма Воздвижения Креста Господня д. Чихачево, Бежаницкого района.

В 2015 году епископом Великолукским и Невельским Сергием за усердное служение был награжден наперсным крестом.

К празднику Святой Пасхи 2020 года удостоен правом ношения палицы.

В 2020 году к празднованию 25-ти летия служения в пресвитерском сане был удостоен Высшей награды Великолукской епархии медали преподобного Мартирия Зеленецкого III степени.

Скончался отец Сергий 3 января 2021 года, на 64-м году жизни, скоропостижно, в результате инсульта.

Погребен за алтарем храма Тихвинской иконы Божией Матери д. Добрывичи Бежаницкого района Псковской области.

no foto

 

Дата рождения: 20 июня 1931 г.

Дата смерти: 18 марта 1999 г.

Место погребения: Могила находится за алтарем храма святителя Николая Чудотворца г. Новосокольники Псковской области.