22 января 2023 года, епископ Великолукский и Невельский Сергий посетил Свято-Троицкий Марков мужской монастырь города Витебск Витебской епархии.
Экскурсию по монастырю для Владыки Сергия провёл и.о. наместника иеросхимонах Михаил (Калугин).
В том числе, Владыка Сергий приложится к главной святыни Свято-Троицкого Маркового монастыря чудотворной иконе Казанской Божьей Матери.
Свято-Троицкий Марков мужской монастырь находится на правом берегу реки Двины вниз по течению. В расположение нынешней улицы Максима Горького 84а. В истории называлась улицей Старо-Монастырской. Первое письменное свидетельство о наличии монастыря близ Витебска относится к концу XIII века и датировано 1298 годом «…тогда, идя путём заблудил к монастыреви…»
По преданию, основателем обители был благочестивый человек по имени Марк, который построил на своем участке земли часовню и уединился для благочестивых подвигов. Потом к нему стали присоединяться единомышленники. Когда же именно жил Марк, и в каком собственно году он вступил на путь отшельничества предание не говорит ничего. Однако подлинное имя отца основателя, несомненно свидетельствуется занесением его в монастырский Синодик, в котором Марк был назван монахом и поставлен во главе благочестивых его со работников и ктиторов обители.
Главным восстановителем и учредителем Маркового монастыря был князь Лев Самуил Огинский (в 1633-1642 году). Имя его как первого из восстановителей, записано в синодике монастырском рядом с иноком Марком; а затем вписаны имена его отца Богдана и супруги Софии.
Своего расцвета Марков мужской монастырь достиг в XVII в.В нем было пять церквей, часовня, братский корпус,колокольня, богадельня.
В начале XVII века, в 1633 году, князь Лев-Самуил Богданович Огинский, тиун Троицкий, на месте часовни, построенной ещё старцем Марком при основании монастыря, возвёл деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы. В 1642 году. фундушевой грамотой Лев-Самуил Огинский вместе со своей супругой закрепили за монастырём Марковое имение с фольварком.
В грамоте так же было указано, чтобы быть в послушании у святейшего патриарха Константинопольского и от него поставленного митрополита Киевского, строго хранить православие и общежительный порядок.
Говоря о построении, можно сказать что это было первая обширная и великолепная постройка. Кроме этого содержание келий и братии были отведены деньги и земли от учредителей. Сколько и в каком количестве было отведено земли в пользу братии, и кто сделали эти вклады и какое наименование носила первоустроенная обширная и великолепная церковь, и где именно она находилась мы сказать не можем. К ХV в. небольшой скит превратился в монастырь, где православные верующие могли найти приют и духовное утешение. В период того времени местность и территория монастыря была живописной: красивые окрестные виды природы, рощи, рвы, ручейки, размещённые усадьбы вокруг монастыря. Наконец, наружный вид самого монастыря, с куполами своих храмов, со звуком колокольного благовеста мог произвести на душу всякого, глубокое внутреннее впечатление и действие, которое запоминалась бы на долгое время. С левой стороны монастыря располагалась большая деревня. Название её -монастырская слободка. Дело в том что деревня располагалась близ монастыря, и в неё в то время поселялись со своим семейством служители из штата. Маркова слобода принадлежала монастырю всегда, с момента его возрождения, как часть фундуша(пожертвования )сделанного в пользу монастыря его учредителями до процесса секуляризации- отторжение у церкви земель и крепостных крестьян, взамен на денежное содержание от государства.
Самым трудным временем для обители стал период унии. Умер благочестивый учредитель монастыря, и наследник его, князь Симеон Карл Огинский, являющимся мечником (придворная должность меченосца короля) Велкикого Княжества Литовского и подкоморий (судья по спорам о границах имений) Витебского воеводства, отошёл на время от дела отца, совратившись не только в унию, но и обратился в латинскую веру. Это стал переход к трудным испытаниям для обители. Однако после пожара в монастыре, согласно завещанию отца он восстановил монастырь.
В 1690 году он построил соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы и братские кельи.
.Церковь имела вокруг открытую галерею с деревянными резными колоннами и представляла собой замечательное творение деревянного белорусского зодчества.
Другая монастырская церковь в честь Покрова Божьей Матери, построенная 1651 году деревянной, в 1760 году была перестроена игуменом Иакинфом Пелкинским в каменную.