header image

Безусловно, это событие стало значительной вехой в духовной жизни нашего Владыки, ибо уже осенью того же, 1979 года, он принял ангельский чин, то есть монашеский постриг, с именем Сергий, в честь преподобного Сергия Радонежского. Служение Богу и Отечеству стало неотъемлемой частью его земных устремлений.

Как известно, Преосвященнейший епископ Сергий служил на землях, входящих в Смоленскую, Курскую, Орловскую, Ленинградскую и Брянскую епархии. Окончил Московскую духовную семинарию и Ленинградскую духовную академию. В апреле 1992 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) назначил его настоятелем Свято-Троицкого монастыря, связанного с подвигом преподобного Мартирия Великолукского и Зеленецкого.

Через два года плодотворных трудов Владыку ждала новая обитель, Площанская пустынь на Брянщине, где деятельный настоятель занялся устроением монашеской жизни. Там же открыл филиал реабилитационного центра имени А.С. Хомякова по работе с наркозависимой молодежью. В 2013 году его избрали епископом Клинцевским и Трубчевским, в 2014-м – епископом Великолукским и Невельским. А это значит, что нынче исполняется десять лет его пребывания на восстановленной им Великолукской кафедре.

В связи с этими, далеко не рядовыми датами, как для самого Преосвященнейшего Владыки Сергия, так и для его паствы, мы встретились с ним, и он охотно ответил на предложенные вопросы.

 

- Расскажите нашим читателям, что подвигло Вас избрать монашеский путь, в известной степени, уйти от суетного мира, и, в то же время, не оставить его на произвол судьбы и продолжить о нем свое попечение?

- Думаю, что это было предопределено свыше. Большое впечатление еще в детстве на меня произвел крестный ход в Кресто-Воздвиженском кафедральном соборе города Омска. Там я родился. Семья была православной, мама происходила из семьи священника, и окружали нас верующие люди. К примеру, моим первоначальным духовным образованием занималась монахиня Евсевия – она учила читать меня по-церковнославянски Часослов. Подучивала и мама дома, так как у нас было старинное Евангелие, и иеродиакон Никон. К тому же, в Омске было немало репрессированных, пострадавших и за веру, и за свое происхождение людей, особенно стойких духом, которые мне помогли в духовном становлении.

Как вспоминаю, хрущевское время было временем скорбей и гонений на Церковь. И против моей верующей мамы даже статьи писали в местной прессе, предлагали лишить ее родительских прав. Таким образом, мы вместе с ней оказались «прославленными»! Поэтому над выбором своего дальнейшего пути долго не раздумывал, хотя и позже гонения, доносы за тайное крещение детей, к примеру, меня посещали нередко.

 

- В Вашей жизни, как я знаю, большую роль сыграл Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, куда Вы поступили послушником.

- Да, туда меня привел Господь в то время, когда наместником там был приснопоминаемый архимандрит Алипий (Воронов), фронтовик, прекрасный иконописец, собиратель старины, строгий администратор. Можно сказать, что об этот монастырь сам Хрущев «зубы сломал», но ничего не смог с ним сделать. Все суды братией были выиграны. Так сама Богородица о них позаботилась.

Узнав, что я хочу поступить в обитель, архимандрит Алипий сразу и спросил: «Что будешь делать?» я в ответ: «Все буду». Тогда он снова задал вопрос: «А двор мести будешь?» «Буду», - ответил я.

В монастыре, где, по молитвам архимандрита Алипия, царил дух братской любви, я застал целую плеяду удивительнейших подвижников, прославивших это училище благочестия, о которых теперь так много написано. Это и архимандрит Нафанаил (Поспелов), и схиигумен Савва (Остапенко), и архимандрит Иоанн (Крестьянкин), и архимандрит Серафим (Розенберг)... И все они ушли путем всея Земли, а спаситель монастыря, архимандрит Алипий, думаю, пребывает в обителях райских.

 

- Ваше Преосвященство, десять лет, как Вы пребываете на Великолукской кафедре. Смею полагать, что промысел Божий и здесь не обошел Вас?

- Скажу, что назначение в Великие Луки было для меня несколько неожиданным. До этого я трудился на брянской земле, обустраивал Казанскую Богородицкую Площанскую обитель. Надо сказать, что там больше верующих людей, и воссоздание наших святынь проходило там быстрее. Но меня согревала мысль, что ведь из Троице-Сергиевского монастыря города Великие Луки вышел такой подвижник, как Мартирий Зеленецкий, чью обитель мне пришлось возрождать из запустения и небытия в Ленинградской области. А теперь, по молитвам к этому небесному заступнику, мы возвели здесь, в его родном городе, небольшой храм в его честь, где близятся к завершению работы по его росписи. Затем приступим к благоустройству территории.

Что касается восстановления Великолукской епархии, которая существовала до 1957 года, то мы, можно сказать, начали все с «нуля». Спасибо местным властям, что выделили под епархиальное управление историческое здание бывшего духовного училища, которое мы реставрируем вот уже шестой год; помогла решить вопрос с домом для проживания. Епархия наша, куда входит 14 районов юга Псковской земли, небогатая, приходы слабые, некоторые угасающие. Известно ведь, церковь жива народом. А без духовной жизни храмы тихо умирают. И жалко видеть такие на землях епархии!

Но есть и радость. В поселке Опухлики возвели новый деревянный храм; на родине Патриарха Тихона, в погосте Клин, на месте дома его родителей, устраиваем музей для паломников. Рядом с трассой Москва - Рига, при въезде в поселок Кунья, установили памятник Святителю Тихону. Еще один украсит Соборную площадь.

Благоустраиваем понемногу и Свято-Успенский мужской монастырь в Святых (Пушкинских) Горах. В Свято-Вознесенском кафедральном соборе Великих Лук перекрыли крышу, заменили купола на соборе и колокольне, поменяли прохудившиеся окна в соборном куполе, готовимся к реставрации иконостаса.

 

- Скажите, какую роль сегодня играет в обществе Русская Православная Церковь? Сумела ли она вернуть себе прежний духовный авторитет?

- На то, что Церковь устояла и сохранилась в годы гонений, несомненно, повлияли так называемые «белые платочки», наши бабушки верующие. Да дух веры и невозможно вытравить из сердца русского народа, она в нем генетически пребывает. Другое дело, что Церковь с течением времени претерпевает некоторые изменения. Но что бы ни произошло в дальнейшем, врата ада, по слову Христа, Церковь не одолеют.

Конечно, время сейчас непростое. По всем фронтам враги ведут борьбу против многострадальной России, но история не позволяет усомниться в том, что наша Родина всегда выходила с ратных полей победительницей. Вспомним хотя бы воинов Золотой Орды, поляков, шведов, французов, германцев... И сейчас наша победа куется не столько оружием, сколько духовной силой. И пусть Церковь пока не такое общественное место занимает, как в царской России, но без Церкви государство не сможет духовно развиваться. Как рассказывают мне священники, побывавшие в зоне СВО, наши воины понимают, что против России развязана, прежде всего, духовная война, поэтому в их землянках обустроены уголки с иконами - для молитвы. И мы верим, что Бог и Пресвятая Богородица хранят Россию и приведут ее народ невидимыми путями к спасению. А оно и есть цель жизни каждого из нас.

 

- С днем рождения Вас, Владыка! И с 50-летием принятия священнического сана! Храни Вас Бог!

 
Фото: Великолукская епархия

Газета "Великолукская Правда. Новости" в ВК