В ночь с 6 на 7 января 2025 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Великолукский и Невельский Сергий совершил Божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе г. Великие Луки.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Матвеев, ключарь Свято-Вознесенского кафедрального собора г. Великие Луки; иерей Андрей Гаврилов, клирик Свято-Вознесенского собора г. Великие Луки; игумен Арсений (Леонов), клирик Архиерейского подворья храма преп. Мартирия Зеленецкого г. Великие Луки; иеромонах Артемий (Слесарев), клирик Архиерейского подворья храма Успения Божией Матери д. Успенское; иеродиакон Иоанн; иеродиакон Викентий.
Праздничные песнопения исполнил архиерейский хор Свято-Вознесенского кафедрального собора г. Великие Луки под управлением регента Ольги Смольченковой.
По окончании Богослужения было совершено славление празднику Рождества Христова и игумен Арсений (Леонов) прочитал Рождественское послание епископа Великолукского и Невельского Сергия:
«Христос рождается – славите!»
Совершилась «велия благочестия тайна» – Сам Бог явился во плоти и, «с человеки поживе» (1 Тим. 3,16; Варух. 3,38). Как же не радоваться и не ликовать в такой день? По выражению одного из наших отечественных богословов, уста наши как бы смыкаются перед священным безмолвием Вифлеемской ночи, и только сердце в тишине внемлет дивной ангельской песни: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» В этих словах как нельзя лучше, ярко выражен весь глубокий смысл, всё значение происшедшего в этот день великого события. Да будет слава Богу за безмерно-великое, уготованное Им через воплощение Его Единородного Сына, дело спасения человечества!
Но где же «на земли мир» и «в человецех благоволение»? – спрашивают, однако, многие, наблюдая окружающую жизнь. Этот мир особенный, его невозможно смешивать с внешним спокойствием, внешним земным благополучием человека. Этот мир внутренний: мир совести, примиренной с Богом, с людьми и с самим собою. Только тот человек, который принимает в свою душу Христа, невозбранно наслаждается этим внутренним миром, чтобы не происходило вокруг него, как бы не нарушался мир внешний. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: ни якоже мир даёт, Аз даю вам» – так говорил Господь Своим ученикам на Тайной Вечери, подчёркивая эту разницу между «Его миром» – миром внутренним – и «мирским, человеческим миром» – миром внешним. Предрекая далее ученикам Своим гонения и скорби, ожидающие их от враждебного Его учению человечества, Он тут же утешает их, говоря: «Сия глаголах вам, да во Мне мир имате: в мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» (Иоанн. 14,27 и 16,33). И мы знаем, с каким невозмутимым внутренним миром претерпевали св. Апостолы, а затем и все христианские мученики, в том числе и новомученики наши, страшные гонения и самые лютые муки за имя Христово, не только не боясь, а наоборот – радуясь, что могут умереть за Христа. Это мир не естественный, а благодатный, сверхъестественный, непонятный и необъяснимый для обыкновенного грешного человека, работающего страстям и потому не принимающего в своём сердце Христа. И этим благодатным миром всегда наслаждались, со времени пришествия Христова, и будут наслаждаться все истинные последователи Христовы, искренно стремящиеся жить по Евангелию и исполнять заповеди Его.
И наша радость, наше празднование в эти великие дни пусть будут более полными и совершенными.
С Рождеством Христовым!
Епископ Великолукский и Невельский Сергий,
град Великие Луки, 2025 год.