19 февраля 2023 года, в Неделю мясопустную, о Страшном суде, епископ Великолукский и Невельский Сергий совершил Божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе г. Великие Луки.
Его Преосвященству сослужили: клирик Свято-Вознесенского собора иерей Роман Донец, клирик Архиерейского подворья храма Успения Божией Матери (д. Успенское) иеромонах Артемий (Слесарев). Диаконский чин возглавил заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления иеродиакон Андрей (Парфенов).
Праздничные песнопения исполнил хор Вознесенского собора под управлением Ольги Смольченковой.
По окончании Божественной литургии епископ Сергий обратился к верующим с Архипастырским словом, поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин.
«Тема заговения на мясо является второстепенной в службе и отражается только в тексте апостольского зачала, читаемого на литургии; характерная фраза — «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1Кор.8:13). Основной же темой богослужения Недели является воспоминание Страшного Суда. При этом стихиры и тропари Триоди не ограничиваются только осмыслением и отсылками на текст евангельского чтения на литургии, но в них аллюзии на описания Страшного Суда, приводимые в разных частях Священного Писания: говорится о трубах и Всеобщем воскресении мертвых (1Кор.15:52; 1Сол.4:16), о раскрытых книгах, где будут записаны дела всех людей (Дан.7:10; Откр.20:12), о поставленных престолах и огненной реке (Дан.7:9-10). В 1-м тропаре 7-й песни канона имеется фраза: «…небеса погибнут, звезды спадут, и вся земля поколеблется»; похожие выражения встречаются в Ис.13:10, Иоил.2:10 и Мф.24:29.
В песнопениях часто звучит мысль, что никто не избежит суда Божия. Во-первых, в песнопениях Господь именуется Неумытным Судией (1-я стихира на «Хвалите…»), а сам Страшный Суд — «неумытным истязанием» (канон, 7-я песнь, 2-й тропарь). «Неумытный» — прилагательное от слова «мыто», что значит «дань, налог» (от этого слова образован известный всем термин «мытарь»). Использование этого термина в песнопениях призвано донести мысль, что Иисус Христос — Судья нелицеприятный, неподкупный, от Его праведного Суда невозможно будет откупиться никаким мытом, никакой данью. Во-вторых, часто повторяется мысль о равенстве всех людей пред Судией; на этом Суде материальное состояние и социальный статус не будут иметь никакого значения и даже наши близкие не смогут помочь нам, каждый будет отвечать сам за свои дела: «Тамо ничтоже помощи может, Богу сущу Судии, ни тщание, ни козни, ни слава, ни дружба…» (канон, 6-я песнь, 2-й тропарь).
Актуальность такого воспоминания о Страшном Суде в преддверии Великого поста очевидна: Церковь напоминает о том, что все мы непременно станем участниками Последнего Суда и чтобы оказаться среди праведников, нужно уже сейчас совершать дела милосердия, то есть те действия, которые составляют сущность духовного поста».