header image

20 февраля 2022 года, в Неделю о блудном сыне, епископ Великолукский и Невельский Сергий совершил Божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе г. Великие Луки.

Его Преосвященству сослужил клирик Свято-Вознесенского собора иеромонах Артемий (Слесарев). Диаконский чин возглавил заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления иеродиакон Андрей (Парфенов). Праздничные песнопения исполнил хор Вознесенского собора под управлением Ольги Смольченковой.

Напомним, что во вторую подготовительную неделю к грядущему Великому посту Православная Церковь вспоминает притчу о блудном сыне, которую можно причитать в 15-й главе Евангелия от Луки. Используя пример отношений отца и согрешившего сына, Иисус Христос показывает нам всю силу милосердия Божиего, как пишет в своих трудах игумен Никон (Воробьев): "и великого грешника принимает Господь, если тот приносит сердечное раскаяние в своих грехах"

И далее продолжает святитель: "Богатый человек — это Господь. Старший сын — это мир Ангелов, младший — это все человечество и каждый из нас. Что же произошло с младшим сыном, т. е. с человечеством? Адам и Ева были в раю вместе с Своим Творцом, вместе с Ангелами, но согрешили, отпали от Господа, удалились в «страну далече», расточили все духовное богатство — ум, и сердце, и веру, все извратили. Таким, как Адам и Ева, стал и каждый из нас.

Каждый человек имеет образ Божий, каждый получает величайшую благодать, великие дары Божии при Таинстве Крещения, но уже с детства, с младенчества мы начинаем проматывать достояние Божие, все более удаляясь грехами от Бога в «страну далече». Что такое «страна далече»? Это — состояние души, исполненной таких греховных помышлений, чувств, влечений, слов и дел, которые свойственны только диаволу и удаляют ее от Бога. И чем более тяжки грехи, чем они многочисленнее, тем больше удаляется человек от Бога. Так удалилось все человечество, так удаляется и каждый из нас от Отца Небесного.

Но евангельский блудный сын, когда осознал свою духовную нищету, когда понял, что он потерял и в каком находится ужасном состоянии, близком к окончательной гибели, то «пришел в себя». Он вспомнил, сколько наемников у Отца находят всякое удовлетворение, а он здесь гибнет от духовного голода. Стану, сказал он себе, пойду к Отцу и скажу ему: Отче, я недостоин называться Твоим сыном, но прими меня, хотя как одного из Твоих наемников.

И вот с этой мыслью он встал и направился к Отцу своему. И когда он еще далеко, Отец, увидевший его раскаяние, бежит ему навстречу, бросается на шею, целует его и уже не слушает слов сына, который говорит: «Отче, недостоин я называться сыном Твоим». Он дает рабам приказание принести для сына лучшую одежду, дать ему на руку перстень — знак возвращенного достоинства, обуть его в сапоги и заколоть тельца упитанного, чтобы радоваться и веселиться, ибо сей сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И устроил Отец пир, и было торжество и ликование великое. Поистине, радость бывает на небе об одном грешнике кающемся (см.: Лк. 15:7).

Чье сердце не затронет любовь Отца, Который своего блудного сына, все промотавшего, истощившего все свои душевные и телесные силы, прощает за одно лишь искреннее раскаяние, восстанавливает в первом достоинстве, достоинстве не наемника, как просил сын, а достоинстве своего родного сына? Но мы знаем и о большей любви, чем говорит эта притча. Мы знаем о непостижимом, невыразимом, недоступном для понимания не только человеков, но и Ангелов милосердии Божием к падшему роду человеческому и каждому из нас.

Мы знаем, что на Предвечном Совете Святой Троицы было предуготовано сошествие на землю, в «страну далече» Единородного Сына Божия. Сам Господь сошел в эту «страну далече», оставив небо, жил как простой человек Иисус Христос. Он, не имея греха, подвергался всякого рода оскорблениям и гонениям: фарисеи даже явные чудеса Его хулили; люди называли Его бесноватым, имеющим связь с диаволом, оскорбляли, гнали, наконец, оплевали, избили и распяли на Кресте. Все это претерпел Сын Божий, Творец всего мира, Господь Иисус Христос, пришедший спасти погибающего грешника.

Вот какую любовь оказал нам Бог. Каким же черствым должно быть сердце человеческое, чтобы не ответить на любовь Божию, чтобы остаться сознательно во грехе, в «стране далече», где оскорбляется Господь нарушением заповедей, отвержением Его, отречением от Него! Какое каменное должно быть сердце, чтобы не смягчиться, чтобы не обратиться к Господу, видя Его безмерную, непостижимую даже для Ангелов любовь к ниспавшему в нечистоту, погрязшему во всех пороках человечеству!"*

*Фрагмент книги "О началах жизни" https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/o-nachalakh-zhizni/