header image

Время прославления сей чудотворной иконы относится к 1654 году. Подлинный Теребинский об-раз Богоматери не сохранился до настоящего времени, а известная с таким именем икона Бого-родицы, находящаяся в Теребинском монастыре Тверской епархии, является только списком с подлинной иконы. Относительно последней предание говорит, что она была взята в новгород-ский собор св. Софии. На этой иконе Богоматерь изображается с поднятыми руками, в пояс, а ру-ки Предвечного Младенца представлены распростертыми. Более подробных сведений о чудо-творной иконе Теребинской не имеется.

Издревле считалась покровительницей стрельцов псковской крепости Себеж. Когда Се-беж по договору перешёл Польше, стрельцы ушли в Опочку (крепость в Псковской обла-сти) и унесли с собой Себежскую икону Божией Матери. Была она поставлена в Преобра-женском соборе Опочки, и в 1634 году на первой седмице Великого поста и в июле от неё были знамения: из очей проистекали слёзы. Сохранились письменные свидетельства о многочисленных исцелениях от иконы.

В Преображенском храме Опочки икона, которую местные жители стали называть Опо-чецкой, хранилась до 1917 года. После революции чудотворный образ бесследно исчез. Где сейчас древняя икона Себежская (Опочецкая) — неизвестно, но в храмах городов Се-беж и Опочка находятся сделанные по её образцу списки (копии). На полях Себежской иконы Божией Матери изображён архидиакон Стефан, которого себежские стрельцы из-брали своим покровителем, и праведный Симеон Богоприимец. Местночтимое праздно-вание 27 марта (14 марта по старому стилю).

В дореволюционных изданиях сообщается об иконе Себежская из деревни Липки Смо-ленской губернии, но, возможно, речь идёт о совсем другом образе.

Преподобный Нил Столобенский родился в семье крестьянина в небольшом селении Новгородской епархии. В 1505 году он принял постриг в обители преподобного Саввы Крыпецкого близ Пскова. После 10 лет подвижнической жизни в киновии удалился на реку Серемлю, в сторону города Осташкова, где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь в непрерывной брани с кознями диавола, которые выражались в явлениях призраков – га-дов и диких зверей. Многие жители из окрестных мест стали приходить к преподобному за наставлениями, но он стал этим тяготиться и молить Бога указать ему место для подвига безмолвия. Однажды после долгой молитвы он услышал голос: «Нил! Иди на озеро Се-лигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись!» От приходивших к нему лю-дей преподобный Нил узнал, где находится озеро и, придя туда, был поражен его красотой.

В середине озера – покрытый густым лесом остров; на нем преподобный нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а спустя некоторое время построил хижину, в которой и прожил 26 лет. Подвиги строгого постничества и безмолвия сопровождал еще и другим, особенным подвигом – никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену келлии.

30 июля в Святогорскую Свято-Успенскую лавру (Украина, Донбасс) приезжают тыся-чи паломников, чтобы помолиться у величайшей святыни Донбасса – Святогорской ико-ны Божией Матери. И хотя в этот день в официальном месяцеслове упоминается другая Святогорская икона (икона Святогорского Успенского монастыря в Пушкинских Горах), считается, что 30 июля (17 июля по старому стилю) – это день празднования и Донбасской святыни.

В дореволюционные годы в монастыре были почитаемы две Святогорские иконы Божией Матери: одна – древняя, не сохранившаяся до наших дней; другая – один из её списков, находящийся в настоящее время в обители. Древняя чудотворная икона была одной из тех немногих икон, которые уцелели от разграбления Святогорского монастыря в 1787 году, когда согласно новой политике секуляризации церковных земель по указу Екатерины II Святогорский монастырь был закрыт, а всё его имущество отписано в казну.

Написание нынешней Святогорской иконы Божией Матери предание относит к XIX ве-ку. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы вскорости по открытии мо-настыря в 1844 году, очень понравилась Святогорская обитель. Скорбя о том, что он ни-чего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. Образ этот долгое время находился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви. В 1918 году, когда эту икону переносили из села в село и крестный ход расположился на ночлег в селе Бай-рачек, большевики ночью ворвались в дом, в котором находился образ. Безбожники уби-ли иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота и приютивших их хозяина дома с дочерью, оставив пять трупов у подножия иконы, стоявшей в луже крови.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.)

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благо-вест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – глав-ный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Яви-лись первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Ка-занская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископа-ми: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явле-ние в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.