header image

13 января 2022 года, в день памяти великолукской  старицы Екатерины ( Захаровой) настоятель Покровского храма погоста Медведово игумен Евфросин (Боев) возглавил поездку почитателей подвижницы, совершил панихиду возле ее могилы. Собравшиеся благодарили старицу Екатерину за Божию помощь по ее святым молитвам.

В 1563 году, в царствование Ивана Васильевича Грозного, в пригороде Псковской области Ворониче, жил пятнадцатилетний пастух Тимофей, которого все считали юродивым. Однажды он пас свое стадо недалеко от речки Луговицы и вдруг в воздушном пространстве увидел икону Богоматери «Умиление», которая находилась в Вороничской приходской церкви св. Георгия. Это видение Тимофея повторилось вторично в другом месте, на Синичьей горе, причем он в этот раз слышал также голос, предвещавший, что через шесть лет на этой горе воссияет благодать Божия. Тимофей никому не сказал о своем чудесном видении.

Запомнив слышанный им голос, Тимофей через шесть лет после своего видения, в 1659 году, снова пришел на Синичью гору и нашел здесь икону Богоматери Одигитрии, стоявшую на суке сосны. Он не стал пока снимать оттуда явившуюся ему икону и только устроил себе возле этого места небольшой шалаш, выкопал пещеру и провел там сорок дней в непрерывном посте и молитве. По прошествии этого времени он удостоился услышать исходивший от иконы Богоматери голос, который повелевал ему идти в пригород Воронич и объявить там, чтобы духовенство и народ в пятницу, следующую за неделей Всех Святых, пришли на Синичью гору с иконой «Умиления». Тимофей в точности исполнил повеление Богоматери. В назначенный день вороничское духовенство с крестным ходом и множество народа отправились на Синичью гору. Еще в пути, когда крестный ход достиг реки Луговицы, где пастуху Тимофею было первое видение, начали совершаться исцеления болящих.

Когда все взошли на гору, то началось молебствие, во время которого было явлено чудесное знамение: при чтении Евангелия гору озарил вдруг необыкновенно яркий свет, а воздух наполнился несказанным благоуханием. В этот момент все присутствовавшие здесь узрели икону Одигитрии, стоящую на суке соснового дерева. Некоторые, охваченные религиозным воодушевлением, бросились было снимать ее с дерева, но икона тотчас же поднялась невидимой силой на воздух и спустилась лишь на руки Тимофея, когда он по неотступной просьбе народа приступил, чтобы взять ее. После этого крестный ход воротился обратно. Новоявленная икона Одигитрии и икона «Умиления» поставлены были в Георгиевской церкви Воронича.

azbyka.ru

Священномученик Афанасий Кислов, протопресвитер Прихабский (Себежский район) 1880-1937 гг. Память 10/23 августа.

Протоиерей Афанасий Григорьевич Кислов родился в марте 1880 года в деревне Тараскино Себежского уезда, Псковской губернии в русской крестьянской семье. Родители его были бедны, работали по найму. В семье Кисловых было 3 детей: Афанасий, старший, и две девочки. Когда Афанасию исполнилось 4 года, семью настигло большое горе: отец семейства, Григорий Кислов, возвращался однажды поздним вечером домой через лес. В нетронутых по тем временам лесах Себежского уезда водились во множестве дикие звери. Григория Кислова окружила стая волков, и он скоропостижно скончался от разрыва сердца. Вскоре его молодая вдова тоже умерла, и дети остались круглыми сиротами. Всех троих взял на воспитание в свою семью приходской священник, протоиерей Иосиф Никанович. Впоследствии на допросе в 1937 г. отец Афанасий покажет, что, будучи сиротой, он воспитывался в семье своих «крестных родителей». Видимо, он не захотел ставить под удар семью Никановичей и скрыл таким образом их принадлежность к духовному сословию, сказав, что отец Иосиф, совершивший над ним таинство крещения, был всего лишь его крестным отцом.

Протоиерей Иосиф Никанович, потомственный пастырь, растил приемных детей так же, как и своих. Подросшего Афанасия он определил на учебу, а сестер его выдал замуж. «Афанасий закончил четырехгодичное «народное училище», - так он покажет на допросе о своем первоначальном образовании. В возрасте 16 лет он уехал на заработки в Петербург и устроился писарем при торговой конторе.

В семье отца Иосифа подрастала дочь Анна, моложе Афанасия на 8 лет. Детство Афанасия и Анны проходило в одном доме. Тихая, невысокого роста девушка, с огромной русой косой, завершив свое образование в Витебской женской гимназии, в возрасте 20 лет собралась замуж. Определили день свадьбы, уже было готово свадебное платье. Но Афанасий Григорьевич, выехав из Петербурга, нашел Анну Иосифовну в с.Кицково Идрицкого р-на, где она проживала, и стал усердно просить ее руки. Анна Иосифовна согласилась…Афанасий Григорьевич и Анна Иосифовна повенчались в 1908 г., и Бог благословил семейство 9-ю детьми: 4-мя мальчиками и 5-ю девочками. Дети о. Афанасия: Леонид, 1911 г.р., Нина, 1915 г.р., Серафима, 1917 г.р., Виктор, 1919 г.р., Таисия, 1922 г.р., Евгения, 1924 г.р., Григорий, 1926 г.р., Анна, 1928 г.р., и Ефросиния,1929 г.р..

Вскоре после венчания Афанасий Григорьевич принимает решение посвятить свою дальнейшую жизнь служению Церкви. 2 года, с 1908 по 1910 гг., он учится на псаломщика. Путь его по духовному ведомству начался не без участия и рекомендаций его приемного отца, прот. Иосифа Никановича, который давно прозрел в нем хорошие задатки к духовной жизни. После окончания учебы Афанасий был назначен псаломщиком к Успенской церкви с. Яслуйжи (Айзкалне) Прейлисского уезда Витебской губернии (ныне этот приход находится на территории Прибалтики, в Латвии).

В 1910 г. Преосвященный Серафим (Мещеряков), епископ Полоцкий и Витебский, рукоположил Афанасия в сан диакона. Год диаконской хиротонии отца Афанасия был особенным для белорусов. Святые мощи преподобной Ефросиний, Княжны Полоцкой, ходатайство о перенесении которых было возбуждаемо еще в 40-х г. ХIХ столетия. Витебскими архиереями, были перенесены в 1910 г. из Киево-Печерской лавры, где они почивали в Дальних пещерах, на родину святой подвижницы, сначала в г. Витебск, а затем и в Полоцк, в Спасо-Ефросиниевский монастырь. В Витебске святые мощи были с воодушевлением встречены народом Божиим; десятки тысяч сердец слились в благодарственном молебствии по поводу прибытия драгоценной святыни в родной край. Отец Афанасий, его близкие и родные также участвовали в этом знаменательном событии, и о. Афанасий преклонял свои колени перед великой святой подвижницей, испрашивая у нее благословения и помощи на грядущий путь священнослужения.

Как известно, в Синодальный период Русской Православной Церкви в священный сан посвящали при наличии у ставленника специального образования. Хиротония отца Афанасия, не имеющего такового, свидетельствует о его особых качествах, глубокой вере и достаточном уровне самообразования. По свидетельству детей Кисловых, в роду их матери, Анны Иосифовны Никанович, было 5 поколений священников. Все представители мужского пола Никановичей шли по духовной линии. Один из представителей этого рода - Валентин Никанович, служил настоятелем Св.-Троицкого храма в г. Невеле. Похоронен возле алтаря; могила сохранилась. О. Афанасий, попавший в такое окружение, стал восприемником опыта духовенства «старой закалки». По свидетельству детей отца Афанасия, он стал священником благодаря высокому примеру протоиерея Иосифа Никановича, своего тестя, и его родни.

6 лет отец Афанасий служил диаконом в церкви большого прихода с. Сиротино Витебской губернии. Революция 1917 года и последующие за ней трагические события не переменили желание о. Афанасия служить Богу, и с 1918 года он диаконствует в церкви во имя Вознесения Господня с. Хвощно Витебской обл.

Во священники отец Афанасий был рукоположен в 1924 году в г. Витебске епископом Иннокентием (Летяевым) и назначен настоятелем церкви с. Рудня Межанского р-на Витебской епархии. О. Афанасий принял сан священника, когда гонения от богоборцев принимали все более широкий размах. Этим шагом он сознательно вступил на путь страданий за имя Христово.

Вместе с лишением Церкви прав юридического лица духовенство полностью теряло свои гражданские права. Началось активное разрушение единства Церкви изнутри, - при скрытом активном участии советских властей был спровоцирован обновленческий раскол. В каждую епархию были засланы адепты обновленцев, которые на местах стали проводить линию на «обновление» Церкви. В Белоруссии обновленцами был учрежден так называемый «Белорусский Святейший Синод», решением которого в декабре 1926 года была открыта самостоятельная Полоцко-Себежская епархия с кафедрой епископа в г. Полоцке и собственным епархиальным управлением. В состав этой обновленческой епархии территориально входил и приход с. Рудня, где служил отец Афанасий. Обновленцами было предпринято несколько попыток созыва съездов епархиального духовенства. Отцам настоятелям были разосланы циркуляры, в которых сообщалось: «...На основании постановления Полоцкого епархиального управления от 5 сего мая сим сообщается, что на 5-6 июня (23 и 24 мая ст. ст.) с.г. приурочивая к празднованию памяти прп. Ефросиний с совершением в гор. Полоцке архиерейского богослужения, созывается общеепархиалъный съезд духовенства и мирян Полоцко-Себежской епархии. Явка от всех церквей о.о. Настоятелей, председателей церковных советов и одного из членов советов (лучше старосты) обязательна...». О. Афанасий на этот съезд не явился - его фамилия в списке участников съезда не значится. Он не осквернил свою пастырскую совесть участием в обновленческом расколе. Характеристикой отношения о. Афанасия к обновленчеству служит также следующий факт. Когда к нему на приход приехал обновленческий архиерей Михаил Свидерский, отец Афанасий не открыл ему двери в церковь, сколько ни стучали в дверь его сопровождающие. Тогда Михаил Свидерский пошел к нему домой, но и здесь двери для него были закрыты... Когда же в приход приезжал архиерей тихоновской ориентации, его встречали «по высшему разряду». Стол накрывался особыми столовыми приборами, лучшими из возможных яств, Анна Иосифовна, потомственная матушка, умела достойно принять высоких гостей.

По причине гонений, ввиду массовых арестов церковных иерархов, и как результат нараставшего хаоса в высшем управлении Русской Православной Церковью, духовенству на местах, на приходах, чрезвычайно трудно было ориентироваться в происходящем. Что же касается о.Афанасия, то он придерживался единственно верной позиции - оставался в лоне патриаршей Церкви. Этот факт весьма показателен в характеристике личности о. Афанасия, удостоившегося впоследствии от Господа мученического венца за веру.

Гонения на Церковь продолжались. Церкви и имущество облагались налогами. В 1927 году Рудненскую церковь обложили непомерно большим налогом. В случае его неуплаты священника ожидал арест. Семья жила в постоянном страхе. Тянулись из последних сил, продавали даже и самое необходимое, принимали от людей любую помощь, сами голодали. Однако твердая уверенность о. Афанасия, что все происходит по воле Божией, покрывала скорби, давала силы жить. Незыблемый авторитет родителей, жизнь под началом их глубоко православного мировоззрения хранили мир в семье Кисловых; дети любили родителей, друг друга и пронесли эти отношения через всю свою жизнь.

В 1929 г. на Крещение Господне о. Афанасий вместе с прихожанами совершил выход «на Иордань» для совершения чина великого освящения воды. На реке Ловать, по которой некогда проходил путь из варяг в греки, он освятил в проруби воду. Прихожане с радостию понесли в свои дома Агиасму - великую христианскую святыню... О молебне на Ловати сразу стало известно властям. Немедленно в Рудню явилась опергруппа, батюшку арестовали и препроводили в следственный изолятор райцентра Межи. В течение месяца он находился под арестом. Ему «повезло» - следственное дело на него не было заведено. Но в застенках СИЗО батюшку страшно били. Домой отец Афанасий вернулся полумертвым, однако, поправившись, снова поспешил совершать богослужения, которые были для него как исполнением пастырского долга, так и великой отрадой, потребностью души.

В 1930 году церковь обложили еще большим налогом. Прихожане существенной помощи оказать более не могли. Батюшка стал предпринимать самые разные попытки найти средства для покрытия налогов. Он специально ездил к родной сестре одолжить деньги, однако нужную сумму набрать не смог. Со дня на день в семье ожидали сотрудников НКВД.

В ожидании ареста потянулись долгие голодные дни. В случае ареста о. Афанасия Анна Иосифовна с детьми оставалась без кормильца. К этому времени в семье подрастало уже 9 детей.

На семейном совете было решено вернуться на родину Кисловых, на Псковщину. Перемена места жительства могла предотвратить неминуемый арест и давала надежду найти способы к продолжению существования семьи.

В 1930 г. Кисловы переехали в Себежский р-н Псковского округа. Батюшке удалось зарегистрироваться священником Никольской церкви с. Прихабы Себежского района. Церковь была большая, трехпрестольная, в ней, вопреки тяжелейшим историческим катаклизмам, сохранилось множество древних икон, ценные богослужебные сосуды и облачения всех цветов. В настоящее время, в начале XXI века, храма в Прихабах нет, нет даже самого села. О Прихабах напоминает только Прихабское озеро, по которому удалось найти бывшее его месторасположение на географической карте Псковской области.

О.Афанасий стал совершать богослужения. Поселился он с семьей в д. Смагино, в километре от церкви. На клиросе пела и читала одна монахиня. Она же была и звонарем, и сторожем. Матушка Анна Иосифовна очень любила церковь и богослужение, но для нее участвовать в нем было опасно, да и семейные хлопоты были немалые. Батюшка благословил ей печь просфоры. Когда матушка их выпекала, в доме все замирало. Все знали, что совершается особое, святое дело; старшие дети помогали. Благоговению к святыне и страху Божию старшие Кисловы приучали своих детей сызмальства.

Насколько было возможно по обстоятельствам того времени, о. Афанасий продолжал приходскую деятельность. Крестил он на дому, где для этого была припасена старинная купель. Ввиду отсутствия крестных, батюшка часто благословлял свою дочь Таисию в восприемницы крещаемых. На лошади тайно ездил на требы по приходу по просьбам прихожан.

О. Афанасий особенно любил Рождество Христово и рождественские службы. От Рождественского поста в семье освобождались только самые маленькие. Рождественскую службу проводили ночью, как и полагается по Уставу. Все шли в церковь; дома оставалась только старшая дочь, которая накрывала на стол. По окончании праздничного богослужения о. Афанасий служил дома молебен. После окончания его и величания Рожденному Богомладенцу садились за стол и разговлялись. Отец был любим детьми, авторитет его был непререкаем, но «не за страх, а за любовь». Желая услужить отцу, дети наперегонки бежали, например, «помыть папины калоши». Каждого батюшка благословлял отдельной иконкой, которая устанавливалась в домашнем иконостасе и по утрам дети прикладывались к «своим» иконам. Отцовские благословенные иконы хранятся в семьях детей Кисловых, как семейные реликвии.

Батюшка сам учил своих детей Закону Божию и молитвам. Дети рассаживались рядком на русской печке, учили молитвы, пели богослужебные песнопения. Часто дома при участии детей совершалось подобие всенощного бдения. У о.Афанасия был хороший голос, баритон, он любил петь и читать вслух детям Евангелие. Он был всегда спокойным, уравновешенным, никогда не повышал тон и все переносил достойно. Внешне был высоким, крепкого телосложения и той особой внешности, в которой всегда и везде угадывается носитель священного сана.

Дом Кисловых состоял из 2-х половин: на одной жила семья, а вторая безраздельно принадлежала батюшке. Сюда без разрешения не входили. Здесь находилась большая старинная икона Божией Матери в резном киоте, и батюшка подолгу молился перед ней. В это время батюшку беспокоить было не принято.

В 1935 году на Пасху о. Афанасия арестовали прямо в храме, во время богослужения. В течение 2-х недель он находился под арестом «для выяснения каких-то обстоятельств». Его отпустили без оформления «дела». О. Афанасий после этого ареста снова вернулся домой полуживым. Он молчал, ничего не рассказывал, и только однажды у него вырвалось, что он сидел в камере вместе с уголовниками, которые садились на него верхом и заставляли его по очереди на себе возить. Но духом батюшка оставался крепок и, поправившись, снова вернулся к Престолу Божию.

Жить легально священнику к концу 30-х г. было опасно. Родные и близкие не раз предлагали и просили о. Афанасия скрыться, но он всегда отвечал им так: «Иисус Христос страдал, и я пойду страдать за Него...». Дети о. Афанасия вспоминают, что их отец давал понять, что знает, какой смертью он умрет. Но понятие об этом пришло к ним спустя многие годы, после того, как совершилась эта смерть...

Семья жила в те годы впроголодь. Батюшке предложили перейти служить в церковь районного города Себеж, там было бы больше и денег, и продуктов, но Анна Иосифовна просила батюшку остаться в Прихабах. Она говорила: «Если тебя арестуют, кто нам там поможет? Я пойду с детьми по миру. А здесь - меня люди знают, помогут»... Так оно впоследствии и было.

В Прихабском храме батюшка прослужил 7 лет. Всего в священном сане о. Афанасий служил Святой Церкви с 1910 по 1937 гг. - 27 лет. Из них 20 лет при советской власти, неся на своих раменах все скорби и тяготы, воздвигаемые на Церковь и ее служителей гонителями. Жалоб от него никто никогда не слышал. По свидетельству детей о. Афанасия, он имел звание протоиерея. Однако выяснить, кто из епархиальных архиереев и когда мог наградить его этим званием, не представилось возможным.

Ночью 13 августа 1937 г. о. Афанасия арестовали. В доме произвели обыск, перевернули все вверх дном. Забрали церковные книги, в том числе и семейные реликвии: старинную Библию, Евангелие в серебряном окладе, большой серебряный крест, деньги, имеющиеся в наличии. Дети при обыске плакали, особенно младшие. Анны Иосифовны на момент ареста не оказалось дома. Матушка уехала в область, в г. Калинин, добиваться возврата земли под огород, который был у них конфискован. Батюшку вывели на улицу. В 50 метрах от дома ждал автомобиль. Дети побежали следом. О. Афанасий попрощался с детьми, благословил каждого из них, и его увезли в Себеж. Больше они отца не видели. На следующий день матушка собрала передачу и послала в тюрьму райцентра старшего сына Леонида. Но о. Афанасия уже не было там. Его увезли в г. Калинин. Никаких вестей с тех пор ни от него, ни от следственных органов на запросы семьи не приходило вплоть до 1970-х годов.

Следователь по делу о. Афанасия за день до ареста, 12 августа 1937 г., допросил 4 лжесвидетелей из числа крестьян Прихабского прихода. Все они под давлением следствия дали показания на батюшку о его якобы антисоветской деятельности.

Единственный допрос о. Афанасия состоялся 13 августа 1937 г. после ночного ареста. На все возводимые на него следствием обвинения в антисоветской деятельности о. Афанасий отвечал отрицательно. Он говорил, что служил Богу и людям, против властей, Богом поставленных, не шел, людей учил евангельским истинам, отнюдь не касаясь политики: «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим., 13:1).

Однако уже на следующий день, 14 августа, следователь составил обвинительное заключение: «...Кислов Афанасий Григорьевич является священником Прихабской церкви, имел близкое общение с населением ряда сельсоветов Себежского, Идрицкого и Опочецкого районов, среди которых вел контрреволюционную агитацию против колхозного строительства, благодаря чему во многих населенных пунктах, входящих в приход Прихабской церкви, имеется большой процент единоличников, отказывающихся вступать в колхозы. Кроме этого, единоличники Прихабского, Томсинского сельсоветов под влиянием священника Кислова в 1935 - 1936 гг. упорствовали в получении паспортов и выполнении других мероприятий... Распространял провокационные слухи о войне ... При допросе обвиняемый Кислов показал, что антисоветскую агитацию не вел. ...Во время обыска у него было обнаружено много сухарей сушеных, из печеного хлеба, и 102 руб. 50 коп. разменной серебряной монеты советской чеканки, что полностью подтверждает его контрреволюционную деятельность. Следственное дело № 4129 полагал бы направить на рассмотрение Тройки УНКВД Калининской обл.». Особая тройка при УНКВД СССР по Калининской обл. обвинила Кислова Афанасия Григорьевича в том, что он «систематически вел контрреволюционную агитацию против соввласти и колхозного строительства, ...распространял провокационные слухи о войне и гибели соввласти», и постановила приговорить его по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу.

23 августа 1937 года о. Афанасия Кислова расстреляли в застенках внутренней тюрьмы НКВД г. Твери. Сведений о месте его захоронения не имеется.

Семья Кисловых осталась в Прихабах. Трое старших детей в поисках работы уехали кто куда. Жизнь стала невыносимой. Как и предполагала Анна Иосифовна, пришлось ей «ходить по миру, собирать кусочки хлеба, чтобы хоть чуть-чуть накормить шестерых малых детей.Она была готова на любую работу, но ее не брали. Из школы детей выгоняли за то, что их отец был священником. В школе широко разворачивалась антирелигиозная кампания. «Религия - опиум для народа», «религия - дурман»... Под гитару со сцены учительница пения исполняла специально сочиненные ею частушки «О попе Афанасии», в которых батюшка зло высмеивался. Детей унижали, высмеивали, дразнили. Дома дети плакали, мать утешала - они-то ведь знали, каким был их отец!» (По воспоминаниям Т.А.Кисловой)

Дети о.Афанасия были способными, хорошо учились, но им занижали отметки и позорили их. Много горя всем им пришлось пережить. Но они выросли, приобрели специальности, и кроме 2-х, погибших на войне, все остались живы. Сейчас у о.Афанасия 16 внуков и 28 правнуков. Матушка Анна Иосифовна, мудрая, добрая женщина, любимая всеми, прожила до 86 лет, окруженная заботами, теплом и вниманием. Погребена на монастырском кладбище Свято-Духовой Пустыни в Латвии.

В течение многих лет семья Кисловых слала запросы в разные инстанции, пытаясь выяснить судьбу главы семейства, надеясь, что о. Афанасий жив. И только в 1970 году стало известно, что его расстреляли вскоре после ареста в 1937 году.

О. Афанасий принял мученическую кончину за Христа, которая увенчалась ныне его славою. Протопресвитер Афанасий Кислов причислен Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 6 октября 2003 года.

Источник: "Святые новомученики псковские".

Жития святых Священномучеников Псковской епархии ХХ столетия. Псков, 2004. С. 78-92.

 

Священномученик Василий Розанов, священник с.Черницкое Опочецкого района 1872-1937 гг. Память 14/27 ноября

Василий Георгиевич Розанов родился 22 июня 1872 года в погосте Черницкое Опочецкого уезда Псковской губернии в семье священника, настоятеля местной Покровской церкви. По окончании Псковской духовной семинарии в 1896 году (окончил семинарию по 2 разряду) был определен на место учителя пения и законоучителя в церковноприходскую школу (для русских и эстонцев) в родном селе.

11 апреля 1902 года Псковским и Порховским епископом Сергием (Ланиным) рукоположен во диакона, 13 апреля, тем же епископом, рукоположен во священника к Черницкой Покровской церкви, став приемником своего отца и пастырем своих односельчан. Помимо богослужебной и приходской, вел преподавательскую деятельность в Коношинской земской школе (законоучитель). В 1903 году избран членом благочиннического совета (1903-1907 гг.). В сентябре 1905 года в качестве депутата от своего благочиния участвовал в работе епархиального и училищного съездов в г.Великие Луки. В 1905 году перемещен в приход Успенской церкви погоста Копылко Опочецкого уезда, где служил в течении 3-х лет. В декабре 1905 года в качестве депутата от своего округа принимал участие в епархиальном съезде духовенства в Пскове (15-21 декабря 1905 года). В 1905 году награжден набедренником. В следующем году был избран членом благочиннического попечительного совета. В сентябре 1906 года и сентябре 1907 года был делопроизводителем на съездах Великолукского училищного округа. В 1908 году перемещен к церкви Казанской иконы Божией Матери в с.Глубоком Опочецкого уезда. В 1909 году награжден скуфьей. В 1910 году принят в братство Кирилла и Мефодия членом-соревнователем. Был участником съезда Великолукского училищного округа в 1916 году. Служил в Казанской церкви с.Глубокое до ее закрытия богоборцами.

В 1920-е годы священник Василий Розанов и члены его семьи (жена Лидия Павловна, четыре сына и дочь) были лишены избирательных прав. Устроиться в другой храм не удалось. Пришлось вернуться с семьей на родину, в погост Черницкое. Покровской храм к тому времени был закрыт, и священник Василий по просьбам местных жителей проводил богослужения по деревням на дому: служил молебны, крестил, отпевал. Предпринимал неоднократные попытки собрать «двадцатку», чтобы подать документы на регистрацию прихода. Отказывался служить молебны в домах, где висел портрет Ленина. Организовывал крестные ходы с местночтимой иконой Божией Матери, занося святыню в дома и поддерживая веру Христову в народе. Учил, что даже при отсутствии церкви можно приближаться к Богу, опытно познавать, что с Горним миром можно связаться очень просто, имея чистое сердце и крепкую веру. Многое священник Василий делал тайно, осторожно, но карательным органам его деятельность была известна, за ним велась слежка со стороны агентурных служб НКВД.

Арестован 9 октября 1937 года, заключен в тюрьму г.Новоржева, обвинен в «контрабандной деятельности», «антисоветской и антиколхозной агитации». Виновным себя не признал. "Антисоветской и антиколхозной агитацией я никогда не занимался", - твердо заявлял следователю священник Василий, отвергая возводимую на него клевету. В ответ ему было предъявлено обвинение, что он совершал крестные ходы без разрешения местной власти. Затем к следственному делу были приобщены фиктивные показания свидетелей, подложный характер которых очевиден. Тройкой НКВД Калининской области по обвинениям в "проведении контрреволюционной агитации, высказывании террористических настроений, распространении провокационных слухов о войне" приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

Расстрелян 27 ноября 1937 года в возрасте 65 лет. Погребен в безвестной могиле.

13-16 августа 2000 года канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, по представлению Псковской епархии. Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года.

Источники: "Святые новомученики псковские".

Жития святых Священномучеников Псковской епархии ХХ столетия. Псков, 2004. С. 67-77.

Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва - Псков: "Духовное преображение", 2005.  С. 41-42.

Православная энциклопедия. Т. 7. С. 51-52.

 

Ва­си­лий Ива­но­вич Бе­ла­вин (бу­ду­щий пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си) ро­дил­ся 19 ян­ва­ря 1865 го­да в се­ле Клин То­ро­пец­ко­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии, в бла­го­че­сти­вой се­мье свя­щен­ни­ка с пат­ри­ар­халь­ным укла­дом. Де­ти по­мо­га­ли ро­ди­те­лям по хо­зяй­ству, хо­ди­ли за ско­ти­ной, все уме­ли де­лать сво­и­ми ру­ка­ми.

В 1919 году во время гонений на Русскую Православную Церковь протоиерей Василий Триумфов был арестован и расстрелян в г.Новоржеве. Память совершается 13/26 февраля в день мученической кончины, 2/15 мая в день прославления в лике святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых.

В ряду имён священномучеников Псковской епархии стоит имя протоиерея Покровской церкви с. Бежаницы Триумфова Василия Александровича (1848 – 1919). К лику святых его имя было причислено на Юбилейном Соборе в 2000 году. Имя и дела священника, его жизненный путь не только часть истории церкви, но и часть истории нашей Родины и нашего края. Трагическую судьбу бежаницкого священника позволяют восстановить скупые архивные документы и мемуарные записи членов семьи Философовых. Строители и прихожане православного храма в Бежаницах Философовы на протяжении столетий хорошо знали служителей церкви и участвовали в церковной жизни. 

Родился Василий Александрович 23.02.1848 года в погосте Турово (ныне Бежаницкого района) в семье священника (но кто его родители нами не установлено) обучался в Псковской духовной семинарии и окончил курс по второму разряду в 1867 году. Высокопреосвященнейшим Феогностом назначен священником в Рождества Богородицкую церковь погоста Турово 19 февраля 1868 года. Женой его стала дочь священника Бежаницкой Покровской церкви Аничкова Николая Васильевича - Александра Николаевна. После смерти Н.В. Аничкова, Триумфов В.А. по прошению перемещён Преосвященнейшим Гермогеном в приход Бежаницы, на родину жены, где и служил священником все последующие десятилетия. В семье священника воспитывались сыновья Василий Васильевич, 1875 года рождения и Александр Васильевич, 1876 года рождения, впоследствии оба семинаристы. Обязанностей и трудов у священника было много и церковных и светских. Священник проводил церковные службы, читал проповеди, крестил, отпевал, причащал, венчал, исповедовал, радел о состоянии храма, освящал жилища и животных и многое другое исполнял ревностно. Прихожанами его были жители села Бежаницы и  окрестных деревень  (по отчёту за 1910 год их было больше 70) всех сословий в количестве больше семи тысяч человек. 

Значительна его роль  на ниве народного образования и общественной жизни села. В Бежаницкой земской школе он десятки лет преподавал детям Закон Божий. С открытием в 1895 году церковно – приходской школы в селе стал её заведующим и законоучителем. Собранием духовенства округа избран на 3-летие членом попечительного  совета в 1905 году. Резолюцией Высокопреосвященнейшего Арсения  (Стадницкого) от 23 декабря 1907 года утверждён в должности члена Новоржевского епархиального училищного совета. 

Много сил и трудов отдавал священник деятельности связанной с работой общества трезвости (учреждено в 1894). Эта общеполезная инициатива священника и семьи Философовых, направленная на искоренение пьянства и других пороков в деревне получила признание. Библиотеки школьная и общества трезвости комплектовались помимо учебной литературы книгами популярными  по огородничеству, садоводству, домоводству, гигиене. По примеру Бежаниц общества трезвости создавались по всей Псковской губернии. 

Священник Василий за свою усердную службу имел награды и поощрения по церковному ведомству и светские. Получил медаль в память царствования Государя Императора Александра 111в 1898 году. При нём Бежаницкий приход дважды удостоен посещения епархиального архирея в 1904 и в 1909 годах. В 1911 году отец Василий возведён в сан протоиерея. Мемуарные записи Философовых сохранили для нас отдельные моменты трудов и личной жизни священника. Венчания, проводимые Василием Триумфовым в Покровской церкви 23.08.1881года Марии Владимировны Философовой – Каменецкой и Зинаиды Владимировны Философовой – Ратьковой – Рожновой 16.07.1889 года, отпевание Анны Павловны Философовой в страстную среду 1912 года. 

Последние годы жизни священника проходили в глубокой скорби. Это отмечали посетивший Бежаницкий храм епископ Псковский и Порховский Арсений и Д.В.Философов в своих мемуарах. Священником скорбно переживалось одиночество. Он похоронил жену, сыновья создали свои семьи и проживали отдельно. Много волнений доставляли ему революционные  события, хаос и «брожение умов» в обществе. Власть большевиков он не принял и открыто об этом заявлял. В феврале 1919 года его арестовали и по решению Псковской Губернской Чрезвычайной комиссии  приговорили к расстрелу. Случившийся в это время в Новоржевском уезде народный бунт (20 – 28 февраля) ускорил трагическую развязку. Возмущённые уменьшением пайка до 20 фунтов народные массы, подстрекаемые кулаками и дезертирами, в Аксёновской, Аполинской, Ашевской, Кудеверской, Новинской волостях  взялись за оружие и выступили против власти. Бунт жестоко был подавлен. Одной из первых жертв в этой ситуации  стал священнослужитель В.А.Триумфов. Его расстреляли 26 февраля как контрреволюционера и заложника. Мученическую кончину священник принял в возрасте 71 года и похоронен в безвестной могиле. 

На официальном уровне имя священнослужителя Василия, как, впрочем, и имена других участников тех трагических событий, десятилетиями не упоминали. Наступили другие времена и отец Василий вернулся к нам в облике  Святого… Тщанием Бежаницкого прихода в 2004 году написана икона священномученика Василия. 

К сожалению, ничего неизвестно о членах семьи священника и их потомках. В наших местах также других носителей этой фамилии не отмечено. Всех, кто может дополнить сведения, опубликованные в статье, представить какие – либо материалы, фотографии, письма, пожелает поделиться воспоминаниями, касающимися личности священника Триумфова В.А., просим обращаться к нам в музей или музейный сайт.     

В.В. Булдакова   

bezmuzei.ucoz.ru

Гавриил Стефанович Преображенский (1878 - 1919), священник, священномученик

Память 13 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых 

Родился 21 марта 1878 на погосте Котельно Островского уезда Псковской губернии в семье священника.

 В 1896 г. окончил Порховское духовное училище. 

В 1896-1898 гг. служил псаломщиком в церкви погоста Купуй Великолукского уезда, затем до 1903 года в церкви погоста Врев Островского уезда; преподавал пение во Вревской школе. 

31 августа 1903 г. рукоположен во диакона к храму Рождества Богородицы погоста Дубровно Порховского уезда. 

В 1907 г. перемещен в Псков диаконом на штатной вакансии псаломщика церкви свт. Николая со Усохи. 

В 1911 г. хиротонисан во священника к Предтеченскому храму в погосте Апросьево Новоржевского уезда. 

Со тщанием окормлял паству прихода, насчитывавшего 79 деревень с 4500 жителями. В Апросьевском приходе было также 14 дворов сектантов, всего около 300 чел.; они требовали особого попечения. Радиус деревень прихода составлял около 70 верст. Зимой и летом, иногда по крайней беспутице, о.Гавриил перемещался по своему огромному приходу, окормляя многочисленную паству. 

Преподавал Закон Божий в Апросьевском министерском одноклассном училище, был заведующим и законоучителем Новоусадищенской церковноприходской школы и Боровско-Апросьевской школы грамоты (обе неподалеку от Бежаниц). Участвовал в работе съезда духовенства Псковской епархии (1911) и съезда депутатов Великолукского училищного округа (1916).  Имел семью, двоих детей.

В 1919 г. арестован вместе с о. Василием Триумфовым почти одновременно незадолго до того, как в Новоржевском уезде вспыхнуло вооруженное народное восстание. Находясь в тюрьме, священники, предвидя скорый конец, вместе готовились к исходу. 

Они были расстреляны 26 февраля 1919 года в числе 16 содержавшихся в тюрьме Новоржевского рабочего дома «контрреволюционеров» по постановлению Временного военно-революционного комитета ввиду возможного их освобождения восставшими против большевиков крестьянами уезда. Расстрелянные были погребены в безвестной могиле. 

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода РПЦ от 30 июля 2003 г. 

Награжден архипастырским благословением (6 мая 1909, по случаю тезоименитства имп. Николая II).

 

 Литература 

1. Псковские ЕВ. 1903. № 19. Ч. офиц. С. 257 [рукоположение в сан диакона]; 1916. № 22. С. 215 [Список отцов депутатов Великолукского училищного окр.];

2. Новгородские ЕВ. 1919. № 4. С. 16;

3. Памятная кн. Псковской губ. за 1913-1914 гг. Псков, 1913. С. 264, 267-268;

4. ЖМП. 2003. № 8. С. 7;

5. Святая седмерица: Жития св. священномучеников Псковской епархии XX ст. Псков, 2004. С. 34-46.

                                                                                                                                                                                                                                                                drevo-info.ru

 

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Опро­сье­во Но­во-Ржев­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Мат­фея Рать­ков­ско­го. В 1891 го­ду он окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а в 1897 го­ду при­нял сан свя­щен­ни­ка. В 1906 го­ду о. Алек­сандр был на­зна­чен в один из хра­мов го­ро­да То­роп­ца, где про­слу­жил всю жизнь до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.

Свя­щен­но­му­че­ник Иона (в ми­ру Иван Ива­но­вич Ла­за­рев) ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле Лу­чи­но Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1892 Иван Ива­но­вич окон­чил Нов­го­род­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был опре­де­лен над­зи­ра­те­лем в Зве­ни­го­род­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. Он учил­ся в Нов­го­род­ской се­ми­на­рии в тот пе­ри­од, ко­гда рек­то­ром ее был ар­хи­манд­рит Ти­хон (Ни­ка­но­ров), впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Во­ро­неж­ский, в 1919 го­ду пре­тер­пев­ший му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от во­ин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн (в ми­ру Иван Ефи­мо­вич Тро­ян­ский) ро­дил­ся 10 но­яб­ря 1862 го­да в се­ле Но­во-Клин­ском Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Окон­чил Там­бов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, 10 сен­тяб­ря 1884 го­да был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
По­сле смер­ти же­ны о. Иоанн в 1922 го­ду был ру­ко­по­ло­жен об­нов­лен­че­ски­ми епи­ско­па­ми во епи­ско­па. В но­яб­ре 1924 го­да он пре­рвал от­но­ше­ния с об­нов­лен­ца­ми, за что был ими за­пре­щен в свя­щен­но­слу­же­нии. В на­ча­ле 1925 го­да он при­нес по­ка­я­ние и как став­лен­ник епи­ско­пов ста­ро­го по­став­ле­ния был при­нят в су­щем сане и на­зна­чен епи­ско­пом Ак­мо­лин­ским и Пет­ро­пав­лов­ским, ви­ка­ри­ем Ом­ской епар­хии. 9 мар­та 1932 го­да епи­скоп Иоанн был на­зна­чен на ка­фед­ру в Ры­бинск. Но вла­сти не про­сти­ли ему ухо­да от об­нов­лен­цев, и вско­ре по­сле на­зна­че­ния он был аре­сто­ван и при­го­во­рен к трём го­дам ссыл­ки. По воз­вра­ще­нии из ссыл­ки в 1935 го­ду он был на­зна­чен епи­ско­пом Ве­ли­ко­лук­ским и То­ро­пец­ким и по­се­лил­ся в го­ро­де То­роп­це Твер­ской об­ла­сти. По­лу­чив с боль­шим тру­дом от граж­дан­ских вла­стей ре­ги­стра­цию и раз­ре­ше­ние на бо­го­слу­же­ние в хра­мах го­ро­да, он ста­рал­ся слу­жить как мож­но ча­ще, за каж­дым бо­го­слу­же­ни­ем об­ра­ща­ясь к мо­ля­щим­ся с про­по­ве­дью.