header image

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Опро­сье­во Но­во-Ржев­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Мат­фея Рать­ков­ско­го. В 1891 го­ду он окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а в 1897 го­ду при­нял сан свя­щен­ни­ка. В 1906 го­ду о. Алек­сандр был на­зна­чен в один из хра­мов го­ро­да То­роп­ца, где про­слу­жил всю жизнь до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.


19 мар­та 1931 го­да о. Алек­сандр был аре­сто­ван в чис­ле дру­гих пра­во­слав­ных, сре­ди ко­то­рых бы­ли епи­скоп Ве­ли­ко­лук­ский Ти­хон (Рож­де­ствен­ский), свя­щен­ни­ки, диа­ко­ны, мо­на­хи и пра­во­слав­ные ми­ряне, ко­то­рых вла­сти объ­еди­ни­ли в ор­га­ни­за­цию, дав ей на­зва­ние «Уси­ле­ние хри­сти­ан­ско­го дви­же­ния».
2 ап­ре­ля сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка. На его во­про­сы о. Алек­сандр от­ве­тил: «Ро­ди­те­ли мои бы­ли из ду­хов­ных. Отец был диа­ко­ном в Но­во-Ржев­ском уез­де, где и умер. В То­ро­пец я при­е­хал в 1906 го­ду, где и слу­жу по на­сто­я­щее вре­мя. Се­мья у ме­ня — во­семь че­ло­век. Три сы­на: Ана­то­лий слу­жит свя­щен­ни­ком в по­го­сте Се­ва­стья­но­ве То­ро­пец­ко­го уез­да, ныне вы­слан ОГПУ, Ни­ко­лай — в Кре­мен­чу­ге, но где ра­бо­та­ет, мне неиз­вест­но, Вла­ди­мир слу­жит в сов­хо­зе в Бо­ро­вич­ском уез­де Нов­го­род­ской гу­бер­нии. Че­ты­ре до­че­ри слу­жат на со­вет­ских ра­бо­тах.
Свя­щен­но­слу­жи­те­лей, а так­же мо­на­хинь го­ро­да То­роп­ца я знаю, они сей­час аре­сто­ва­ны, но дру­гих на­звать име­на и фа­ми­лии за­труд­ня­юсь. Зна­ком­ства осо­бен­но­го ни с кем ни­ко­гда не вел, так как жи­ву на окра­ине го­ро­да, но по де­лу ко мне все же при­хо­ди­ли. Боль­ше ска­зать ни­че­го не мо­гу».
Отец Алек­сандр был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан, по окон­ча­нии ко­то­рой в 1934 го­ду вер­нул­ся в То­ро­пец и стал слу­жить в той же церк­ви. С его воз­вра­ще­ни­ем в храм цер­ков­ная жизнь ожи­ви­лась. При­хо­жане ви­де­ли в вер­нув­шем­ся к ним свя­щен­ни­ке ис­по­вед­ни­ка свя­той Пра­во­слав­ной ве­ры. Отец Алек­сандр на­ла­дил в хра­ме устав­ное бо­го­слу­же­ние, мо­на­хи­ни пе­ли на кли­ро­се, од­ну из мо­на­хинь он на­зна­чил ста­ро­стой. Это­го бы­ло уже до­ста­точ­но для аре­ста.
НКВД аре­сто­вал о. Алек­сандра 23 июля 1937 го­да и за­клю­чил в То­ро­пец­кую тюрь­му; на сле­ду­ю­щий день сле­до­ва­тель до­про­сил его.
— Ка­ко­вы ва­ши вза­и­мо­от­но­ше­ния с епи­ско­пом Иоан­ном Тро­ян­ским и дру­ги­ми свя­щен­ни­ка­ми?
— Вза­и­мо­от­но­ше­ния у ме­ня с епи­ско­пом нор­маль­ные, он был у ме­ня на квар­ти­ре, был и я у него на квар­ти­ре по во­про­сам ре­ли­ги­оз­но­го ха­рак­те­ра.
— Вам из­вест­но, что епи­скоп Тро­ян­ский, на­хо­дясь в церк­ви, где вы слу­жи­те свя­щен­ни­ком, раз­да­вал де­тям кон­фе­ты с це­лью вер­бов­ки мо­ля­щих­ся?
— Да, при­знаю, что в церк­ви, где я яв­ля­юсь свя­щен­ни­ком, епи­скоп раз­да­вал де­тям кон­фе­ты, но я... не счи­таю это ненор­маль­ным яв­ле­ни­ем...
— Про­из­но­сил ли про­по­ве­ди епи­скоп Тро­ян­ский, на­хо­дясь в церк­ви, в ко­то­рой вы со­сто­и­те свя­щен­ни­ком?
— Да, про­по­ве­ди епи­ско­па бы­ли обыч­ным яв­ле­ни­ем, ка­ко­го они бы­ли со­дер­жа­ния, я за­труд­ня­юсь ска­зать, так как я в это вре­мя по­треб­лял Свя­тые Да­ры.
31 ав­гу­ста Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла о. Алек­сандра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Алек­сандр Рать­ков­ский был рас­стре­лян 4 сен­тяб­ря 1937 го­да.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.