header image

В день памяти Всех Святых, в Земле Русской просиявших, вспоминают не только общепочитаемых Святых, но и тех священнослужителей, сведения о которых собирают по крупицам сочувствующие люди.

Одним из таких людей является член Союза писателей России, краевед Татьяна Дроздова, которая в своей книге «Скит» опубликовала, собранные в течение долгих лет, сведения, в том числе, о священнослужителях Новоржевского уезда.

Итак, «Промыслом Божиим воедино сведены на Новоржевских землях поколения священнослужителей Вышегородских и Сигорицких, Ильинских и Савицких.

Изучая «Памятную книжку-календарь Псковской области» за 1913 год, находим скупые сведения о Новоржевском уезде:

«1 городская церковь, 4 благочинных округа, 34 погоста. В них служили 3 протоиерея, 34 иерея, 20 диаконов, 39 псаломщиков».

В середине восемнадцатого века в Столбушино совершались богослужения в церквях Успения Божьей Матери (на месте которой позже была воздвигнута каменная, твердая) и деревянной церкви Архистратига Михаила.  К этим церквям был приписан причт: священник Дмитрий Сергеев, 38 лет; диакон Иван Антонов -18 лет; дьячок - Феодосий Логинов - 19 лет, и два пономаря - Антоний Федоров и Петр Дмитриев. В документах за 1836 год о церкви Архистратига Михаила сообщается, что «богослужений в ней уже не совершается, так как ветха стенами и кровлею».

В 1790 году к погосту Столбушино принадлежит 83 десятины земли и 261 двор; то к 1836 году количество земли увеличилось до 128 десятин, а дворов - 282.

В начале XX века погосту принадлежали 191 десятины земли. «Клировые ведомости» за 1913 год свидетельствуют, что при церкви Успения Божьей матери существуют две часовни, одна на кладбище, другая - в деревне Ульяново. На колокольне церкви висело 6 колоколов. При храме действовала церковно-приходская школа, построенная на средства церкви в 1896 году, имелась богатая библиотека.

В «Памятной книжке Псковской губернии » за 1913-1914 годы (адрес-календарь Псковской губернии) мы находим сведения о погосте Столбушино, принадлежащего к 4-му благочинному духовному округу Новоржевского уезда. Благочинный - Князевский Иоанн Васильевич, священник Ладино. Причт Успенской церкви состоял из священника - Сигорицкого Нила Космича, диакона    Заклинского Никандра Петровича, псаломщика - Ильинского Льва Григорьевича и церковного старосты Алексеева Михаила Алексеевича.

Заведующий и законоучитель церковно-приходской школы - Сигорицкий Нил Космич, протоирей. Учитель - Суворова Александра Васильевна. Ближайшая земская школа была в селе Полозово (Жадрицкой волост ), где учителем была Голубева Анастасия Ивановна, и в селе Ладино ( где она просуществовала до 1913 году).

 Итак, в церкви Успения Божьей Матери Столбушинского погоста, служил о. Нил Сигорицкий. Волею Бога, он женился на Кате Лукиной (около 1907 года ), старшей сестре Елизаветы Вышегородской.

Другая сестра, Александра, вышла замуж за Иоанна Савицкого, уроженца села Заклинье (с 1871 г.р.) Пушкиногорского района, который, став священником, служил в Казанской церкви в Пушкинских горах.

Будучи настоятелем Успенской церкви, о. Нил возглавлял приходскую школу при храме, где обучались дети из ближайших деревень.

Село Наволог находилось в живописном месте недалеко от Никольской церкви в Заклинье . После назначения о.Алексея Вышегородского  настоятелем Никольской церкви в Заклинье, семьи стали систематически встречаться.

По берегу Столбушинского озера, через деревню Извоз можно было добраться до Успенской церкви зимой и летом, благо находилась она в 4-х верстах. Нил Космич Сигорицкий, будучи опытным пастырем, наставлял молодого священника о. Алексея во всех делах, мирских и служебных.

В 1909 г. во Псковской епархии обучалось в 418 церковно-приходских школах 18496 человек.(1)  Народная библиотека Псковского Братства во имя свв. Первоучителей Славянских Кирилла и Мефодия находилась при церкви в погосте Заклинье. Братство, созданное в 1886 году во Пскове, занималось религиозно-нравственным просвещением населения через внебогослужебные беседы, безвозмездную раздачу брошюр и листков, устройство народных хоров,  распространение церковно-певческой литературы, денежных пособий церковно-приходским школам. Духовенство погостов Столбушино и Заклинье принимало активное участие в деятельности Братства, о чем свидетельствует список духовных книг в библиотеке Успенской церкви. Просветительская, благотворительная работа особенно присуща церкви в годы I –й мировой войны.

После революции и отделения церкви от государства, в жизни обоих приходов произошли большие изменения. Конфискация учебных церковных заведений, национализация церковного имущества стали началом гонений на церковь. С июня 1918 года жестокие репрессии не обошли и Псковскую область.

По воспоминаниям внучки о. Алексея, Степановой Т. М. (Ивановой), дом о. Нила был отобран под общеобразовательную школу, сам он перешел с семьей в новый дом. Конюшня была реквизирована, конюх надолго был сослан на Север.

Церковь Успения Божьей Матери оказалась нетронутой тлетворным веянием времени, богослужения в ней продолжались, прихожане твердо стояли на основах Православного вероучения. Об этом свидетельствуют сноски из клировых ведомостей о раскольниках, сектантах, иноверцах и прочих неблагонадежных лицах. Отрадно, что по части ереси новоржевский люд был стоек и непреклонен.

Интересно донесение от 1881 года Благочинному Новоржевского уезда IV округа об отсутствии данных лиц на приходе от о. Нила Сигорицкого. 

Рапорт. 

1881 года, декабря 28 дня. Мы, нижеподписавшиеся Новоржевского уезда, погоста Столбушинской Успенской церкви священнослужители во исполнении Указа Псковской Духовной консистории от 16 ноября, сего 1881 года за N... сим доносим Вашему Высокоблагословению, что в приходе нашей церкви не имеется:

ни раскольников, ни лже-священников, ни лже-епископов, ни раскольничьих молелен, скитов и других подобных учреждений, ни отпадающих в раскол, ни обращающихся из раскола и ни лиц, числящихся православными, но православной церкви не посещающих и в действительности пребывающих в расколе.

В удостоверении чего причт руку приложил»..

Нужно заметить , что и в дальнейшем, наблюдая за православными настроениями в народе, священники ревностно блюли свою паству, отражая малейшие изменения в рапортах, ведомостях, донесениях. Может быть, удаленность здешнего места от более « просвященного» центра, или вековое недоверие к « чужакам» с их новшествами сохранило целостность патриархального уклада Новоржевской губернии.

С этой точки зрения очень интересен документ, относящийся к 1922 году и подписанный протоиреем Нилом Сигорицким.

Анкета.

 1.Название секты, общества или Союза Религиозных объединений – Успенская церковь погоста Столбушино.

  1. Количество членов секты, общества или Союза

-Три тысячи сто шестьдесят пять человек обоего пола.

  1. Кто является руководителем секты, общества или Союза – Протоиерей Нил Сигорицкий.
  2. Адрес места жительства руководителя – погост Столбушино.
  3. Адрес нахождения молитвенного дома или церкви
  • погост Столбушино Жадрицкой волости.
  1. Какие именно цели преследуются сектой, обществом, Союзом?
  • Молитвенно-просветительная. Достижение в будущем, согласно учения Христа Спасителя жизни вечной, блаженной, лучшей, а настоящая – временная.
  1. Когда организована секта, общество, союз и где
    зарегистрировано.

- Настоящая Успенская церковь выстроена в тысяча семьсот восемьдесят седьмом (1787) году по ветхости бывшей. 5 октября месяца 1922 года.

Подпись, заполняющего анкету/      Протоиерей НилСигорицкий/     

Также необычайно важен сегодня документ об Описи церковного имущества Успенской церкви (от 4 февраля 1913 года), предоставленный в отдел Управления Новоржевского Уездного исполкома, в виде копии с описи для Псковского Епархиального Управления, подписанной протоиереем Нилом Сигорицким 26 февраля 1922 года.

Самым уважаемым человеком в округе в это время, по словам свидетелей, был о. Нил, авторитет которого был непоколебим при решении любых вопросов. Его смерть в начале 1935 года стала потрясением для прихожан и членов семьи о. Алексея.

 

Семьи священнослужителей: в центре о. Нил Сигорицкий, справа –

 о. Алексей Вышегородский, за ним стоит матушка Елизавета Вышегородская, рядом ее сестра Екатерина (жена о. Нила).1934 г.

В конце ХIХ века,в 1877 году, в семье священнослужителей села Рясино Опочецкого уезда рождается Алексей Вышегородский, впоследствии ставший  одним из последних священников Успенской церкви перед ее долголетним «успением». Ранее в  этой же семье в 1872 году родился Вышегородский Александр Александрович, позже – псаломщик церкви в селе Рясино; а в 1874 рождается брат Николай, впоследствии певчий церковного хора.(2). Их отец – протоиерей Александр Вышегородский много лет окормлял приход в Опочецком уезде и большое внимание уделял церковно-приходской школе. После окончания Псковской Духовной семинарии Алексей Вышегородский получает назначение на работу в качестве учителя церковно-приходской школы при Троицкой церкви в селе Рясино, где и преподает несколько лет.

В областном Архиве в разделе «Дела о священнослужителях» (3) имеется несколько дел за №5528 (за 1905 – 1907гг.)  «…о снятии священнического сана с запрещением ношения рясы со священника погоста Веснеболог Николая Убергского и перемещении дьякона Иоанна Крещенского» . Вслед за этим дело №5126 (от 1906 -1909гг.) (4) повествует «..о назначении в должность священника в погост Веснеболог Опочецкого уезда учителя церковно-приходской школы Алексея Вышегородского вместо отрешенных от должностей священника Николая  Убергского и диакона И.Крещенского того же погоста уезда.»

О. Алексей Вышегородский (в центре) с семьей и причтом.

Начало XX века, Опочецкий уезд

И с этого момента мы видим становление молодого священника о.Алексея, его служение при церкви погоста Веснеболог. На фотографиях этого периода мы видим его с матушкой Елизаветой, окруженного причтом. В трудах и молитвах протекала жизнь благочестивого семейства. Елизавета Васильевна, в девичестве Лукина, происходила из небогатой крестьянской семьи, в которой рано умерли родители, оставив сиротами шестерых детей.

Этот период стал неожиданно счастливым в жизни о.Алексея Вышегородского. В 1910 году в семье рождается дочь Нина.

 

                                                                                    Семья Вышегородских. г. Опочка, 1913 г.

На фотографиях 1913 года мы видим семью Вышегородских, посетивших частную фотографию А.Герасимова. на Великолукской улице г.Опочка. В это время у них уже были сын Анатолий, родившийся в 1912 году. Дочь и сын стали главной заботой молодой пары священнослужителей. Однако проблемы прихода, служба в церкви не оставляют ни на минуту о.Алексея. В свободное время молодая пара навещает Столбушино.

В  церкви он  продолжает богослужебную жизнь, так как в то время о.Алексей служил в Никольской церкви в Заклинье, а проживал с семьей по-прежнему в Навологе.

В 1920 году умирает сын о.Алексея Анатолий, а в 1927 году выходит замуж единственная дочь Нина. Ее муж, Михаил Иванов, родом из Опочки,  был партийный работник. Так как Нина происходила из семьи священника, устроиться на работу ей было невозможно, да и специальности у нее не было.

Муж, Михаил Иванович Иванов работал то в Пустошке, то в Идрице, то в Холме. Семья переезжала с места на место. Последнее место жительства была Опочка, у Михаила там были родители: Иван и Ольга Шабановы. В Пустошкинском районе в 1928 году у Нины рождается дочь Тамара, а в 1931 году в Холме – сын Гена. Казалось бы, счастливое семейство должно обрести покой. Но тревожные годы гонений не обошли семейство Вышегородских.

В материалах «Псковского синодика» за 2005 год (автор – архимандрит Ермоген /Муртазов/) прослеживаются судьбы двух братьев Вышегородских, Александра и Николая.

Александр, псаломщик, арестован 9 января 1931 года, осужден «тройкой» ПП ОГПУ в ЛВО 25 февраля 1931г по ст. 58-10 УК РСФСР и на 3 года выселен в Северный край. Николай, певчий церковного хора, арестован 9 января 1931 года, осужден «тройкой» ПП ОГПУ ЛВО 25 февраля 1931 г. по ст. 58-10 УК РСФСР на 3 года выселок в Северный край.

Оба брата были реабилитированы 17 января 2000 году, но о судьбах их ничего не известно.

Между тем, ранее, в 20-х годах, вследствие декретов Советской власти, объявляющих имущество церкви всенародным достоянием, из Успенской церкви в Новоржевский Фин. отдел была вывезена часть церковных предметов, о чем свидетельствует «Опись церковного имущества» от 1922 года.Это было большим ударом для церкви.

Семьи священников жили в основном на доходы от треб и собственных трудов, так как власти не давали денег на содержание прихода.

Дочь о.Алексея, Нина, от перенесенных тягот и переездов ослабевает, у нее развивается чахотка. Неожиданно в 1933 году умирает ее муж Михаил. Семья, проживающая в это время в Опочке, остается без средств к существованию. Нина с двумя малолетними детьми переезжает к родителям в Наволог Новоржевского уезда.

Елизавета Васильевна Вышегородская дружит с семьей сестры, Екатерины Васильевны и дети часто бывают в доме о. Нила. Следующим ударом была скоропостижная смерть от чахотки дочери о. Алексея Нины в конце этого же года. Казалось, тучи сгущаются все сильнее над семьей Вышегородских. Работники детского дома из Опочки предложили дедушке с бабушкой отдать двоих детей. Но Елизавета Васильевна наотрез отказалась расстаться с Тамарой и Геной.

Осенью 1935 года Тамаре предстояло пойти в 1 класс. Школа находилась в Столбушино, часто в дом о. Алексея приходил в гости школьный учитель Александр Сергеевич, позже уволенный «за связь со священником».

В 1935 году неожиданно умирает о. Нил , тучи сгущаются еще сильнее.

В годы первой советской пятилетки, объявленной «пятилеткой безбожия», намечалось провести массовое закрытие церквей и выгнать всех «служителей культа». Так в 1918 году была закрыта Покровская церковь в Полянах, а в 1925г – Свято-Успенский Святогорский монастырь. Однако церковь Успения Божьей матери в Столбушино продолжала действовать, так же ,как и церковь Николая Чудотворца в Заклинье, где служил о. Алексей.

Дедушка сам занимался ее подготовкой к школе.  В ее памяти сегодня осталось воспоминание о том, как дедушка с бабушкой ходили служить в  Успенскую церковь из Наволога за 4 километра по воскресеньям и праздникам. Помнит, что в начале 30-х годов при Успенской церкви была «церковная двадцатка»,  куда входили: о. Нил (священник), Екатерина Сигорицкая, о. Алексей (священник), матушка Екатерина (псаломщица), Федор Кузьмич из деревни Кисляково (староста),  его жена Прасковья (просвирня), певчие девушки Проня и Мария, Иван Кузьмич (конюх о. Нила),  Никандр (прихожанин), Иван Васильевич (прихожанин). Особенно запомнились праздники Рождества Христова и Пасха. Бабушка Лиза очень хорошо знала службу, имела от природы красивый голос и дети очень любили, когда бабушка пела в церковном хоре.

Вечерами в дом о. Алексея приходили люди, разучивали служебные песни, псалмы и долго беседовали. Дети не прислушивались, но видели, что люди любили бывать в их доме, Приходили с просьбами о венчании, крещении, отпевании. Сама Тамара активной роли в церковной жизни не играла в силу возраста, да и время было уже другое. Дедушка не препятствовал ее новой жизни в школе, наоборот, помогал во всех делах.

После смерти о. Нила в Успенской церкви служил о. Лев (Ильинский), бывший псаломщик, женившийся на дочери церковного старосты Александре. Оставшись с малолетней дочерью Ниной после смерти матушки, он продолжал служить в Успенской церкви до ареста 22 ноября 1937 года. Осужденный «тройкой» УНКВД Калининской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР на 8 лет лишения свободы, умер в тюрьме г. Зубцов.(5)

Это были годы, когда виток репрессий против духовенства разворачивался особенно активно. Арест о. Льва был началом скорбного списка трагических судеб. Муж сестры матушки Елизаветы Вышегородской, о. Иоанн Савицкий, был арестован 27 ноября 1937 года. Тамара Михайловна с болью вспоминает об этих трагических днях в их семье. О. Иоанн, проживавший с женой Екатериной в Пушкинских горах и служивший в Казанской церкви, приютил изгнанных в 1930-х годах монахинь из закрытого под Псковом монастыря.(6)

Обвиненный  «в организации подпольного монастыря и занятиях контрреволюционной пропагандой», о. Иоанн был приговорен «тройкой» УНКВД Калининской области 5 декабря 1937 года по ст. 58-10 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы. Назад из лагерей он уже не вернулся. Тамара Михайловна вспоминает, как много писем и прошений было отправлено во все инстанции его женой и прихожанами, но все бесполезно.

По обычаю, сельчане разных приходов отмечали свой престольный праздник у себя в деревне, а в другие праздники – ходили к соседям. Так, праздники «Покров Божией Матери» и «Ильи пророка» отмечали прихожане Покровской церкви в деревнях Поляне, Бакино, Юрьево, Наушково, Богданово, а на праздник Успения Божией Матери шли в Столбушино, на Николу-угодника – в Позолотино (Заклинье). Покровская церковь была любима ремонт храма, ограды, моста. Но всего около двух лет предстоял престолу Божию о. Николай Аполинский. 21 октября 1937 года он был арестован и обвинен в контрреволюционной деятельности. «Тройкой» УНКВД Калининской обл. 25 ноября 1937 года по ст. 58-10 УК РСФСР о. Николай был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 27 ноября 1937 году.

После расстрела о. Николая действующим храмом в округе осталась Никольская церковь в Заклинье  (д.Позолотино) и Успенская в Столбушино. Люди шли туда на службу, а также за духовными и мирскими советами.

Тамара понимала, что против семьи дедушки могут быть приняты любые меры, такие как: лишение гражданских прав, выселение, конфискация имущества, арест и уничтожение. Перед войной девочка заканчивает начальную школу в Столбушино, активно участвуя во всех сферах школьной жизни.

С началом Великой Отечественной войны Никольская церковь в Заклинье закрывается и семья Вышегородских из Наволога перебирается в Столбушино, где о. Алексей служит протоиереем в Успенской церкви.

Через некоторое время Никольская церковь в связи с военными событиями будет разрушена. По пришествии немцев в Столбушино, прихожане написали прошение в г.Псков, чтобы о.Алексею разрешили служить в церкви. Разрешение было получено, жизнь церкви продолжалась. По этому случаю прихожане приносили в церковь домашнюю утварь для богослужений. Тамара вспоминает, что во время войны к ним в дом по ночам приходили какие-то люди, вероятно, это были партизаны. Один раз дедушке пригрозили расстрелом за якобы «сотрудничество с немцами». Но бабушка упросила за него, объяснив, что прихожане просят продолжать служение в церкви.

После войны в Пушкинских горах она слышала, что кто-то из бывших партизан очень хорошо отзывался о дедушке и передавал ему привет. Человек этот работал где-то в органах власти и, возможно, его заступничество спасло семью Вышегородских от гнева тех, кто по-прежнему желал закрытия храмов и монастырей.

После окончания войны Тамара продолжает обучение в 5 классе средней школы в Ладино, которую успешно заканчивает в 1948 году. Она выбирает профессию учительницы и в 1948 году поступает в Опочецкое педагогическое училище, оставляя дедушку с бабушкой в Столбушино.

Разоренные после революции, используемые для нужд госучреждений, церкви и монастыри значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Внешней религиозности и терпимости к русским храмам у немцев хватило лишь на тот краткий период, пока советские войска не перешли в наступление. Конец войны оказался трагическим для многих православных приходов. Полностью была разрушена Никольская церковь в Заклинье, значительный ущерб нанесен Покровской церкви в Полянах, заминированный Успенский Собор пострадал от многочисленных взрывов и обстрелов.

Восстановленный в 1949 году к 150-летию со дня рождения поэта А.С. Пушкина, он явил собой воистину торжество русского духа, неустрашимого и непобедимого перед лицом врага. Тогда же в Успенском соборе была открыта экспозиция, посвященная истории обители и последним дням жизни поэта, его погребению у стен монастыря.(7)

Воистину, всенародным праздником стал этот день для всей России. Со всех концов земли спешили люди поклониться святыне. Делегации из Пскова и Великих Лук, Москвы и Петербурга приехали на праздник. Решением администрации и руководства Святогорского монастыря были приглашены священники из окрестных приходов. В их числе был о. Алексей Вышегородский, протоиерей Успенской церкви в Столбушино.

По воспоминаниям внучки о. Алексея, Тамары Михайловны, дедушка был очень рад этому приглашению. На снимке, сделанном в этот день у стен Храма, стоят священники Казанской церкви Святых гор – о. Георгий и о. Модест, много лет прослужившие в этой церкви, а также о.Алексей Вышегородский.

 

Священники с клиром у стен Казанской церкви в Пушкинских горах. Празднество

в честь 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина.

1-й справа - священник Алексей Вышегородский. (1949 г.). 

Окончив педагогический техникум, Тамара проходит практику в Столбушинской школе в качестве учительницы начальных классов. Отсюда начинается ее педагогический путь. В 1958 году о.Алексей умирает, его могила находится рядом с могилой о. Нила, с правой стороны от входа в Успенскую церковь. Пенсию за дедушку из Псковской епархии матушка Елизавета получала из опасения на свою девичью фамилию - Лукина. Она пережила о. Алексея на один год и была похоронена в Локнянском районе. Тамара Михайловна с мужем и двумя детьми кочевала по сельским школам Локнянского района, пока судьба не определила ей обустроиться в городе Великие Луки. Ее брат Геннадий в 2000 году умер в Петербурге и был похоронен, по его желанию, в Столбушино, на старом кладбище, вблизи Успенской церкви.     

После смерти о.Алексея, в Успенской церкви недолго служили разные священники, а с 1958 года настоятелем был назначен о.Александр Михайлов, ранее приезжавший  служить по праздникам и выходным дням, позднее переведенный в Порховский район.

В 1962 году церковь закрыли на реставрацию, в 1980 году иконы и утварь были переданы Псковскому Государственному архитектурному Музею-Заповеднику, часть которых в 1996 году переслали в Новоржев и другие районы области.

 Успенская церковь. Конец 20 века.

Местные жители с теплом вспоминают семьи священнослужителей бывших храмов. Да и самого автора книги « Скит» Татьяну Дроздову крестили в младенчестве под благодатными сводами Успенской церкви…

Мария  Николаева из Бакино, в рассказе вспоминала о. Алексея Вышегородского и двух его внучков: Тамару и Гену. Ее дочь, педагог Татьяна Голубева, ныне проживающая в Апатитах, вспоминает:

«В Позолотине мое внимание всегда привлекала заброшенная колокольня на кладбище. От моих близких я знала, что в начале 20 века здесь была построена большая красивая церковь. Старостой этой церкви от момента постройки и до ее закрытия был брат моей прабабушки Иван Петрович Острийский. Церковь сначала закрыли в 1930-е годы, но во время Великой Отечественной войны стараниями Псковской православной миссии были возобновлены богослужения. Об этом периоде есть упоминание в мемуарах отца Георгия Тайлова, который приезжал в Позолотино ,а точнее в Заклинье, именно так назывался погост, где расположена церковь. Сама деревня Позолотино находилась рядом, но уже во время моего детства всё это называли Позолотино, а о Заклинье старики говорили только, когда речь шла о смерти, например «Скоро отправлюсь в Заклинье» . После войны церковь закрыли, а в конце 1940-х годов разрушили.».

Конец 1950-х – начало 1960-х годов вошли в историю, как трагический период последних попыток решить в стране в краткий срок религиозные проблемы.

Итак, Постановление, кроме того,  разрешало принимать решение об ограничении колокольного звона и проведение  учета религиозных объединений, совместно с исполкомами местных  Советов депутатов трудящихся.В соответствии с этим решением, в Псковской области с 1 января 1962 года вводился твердый учет всех совершаемых религиозных обрядов, были упразднены церковные округа, до марта проводилась работа по переизбранию церковных советов.

Последним закрытым храмом  в Псковской епархии стала Успенская церковь в Столбушино.

о.Алексей Вышегородский был похоронен у стен Успенской церкви, рядом с о.Нилом Сигорицким .

Из архивных документов следует, что по состоянию на 1948 год храм возглавлял протоиерей о.Алексей Вышегородский, закончивший служение в 1955 году.

С 1958 по 1962 годы настоятелем был о. Александр Михайлов, далее службу в храме вела до 1964 года псаломщица Сергеева Параскева Сергеевна (1914 г.р.).

Но уже в 1969-1970 годах в документах отражается « нет священника», а это значило, что службы не совершаются и храм официально не действует.

Казалось бы, на этом жизнь храма закончилась…

В 2005 году по благословению наместника Свято-Успенского Святогорского мужского монасты­ря  здесь был открыт мужской скит .Сохраняя историческую, архитектурную и ландшафтную правду, устроители скита наметили строительство целого православного комплекса.

Духовник  Свято-Успенского мужского монастыря, скитоначальник, иеромонах о. Иона (Фалько),  Божьим промыслом поставленный на созидание и устройство скита, организует церковную и хозяйственную жизнь, наставляя паству на путь спасения.

Малой лептой  здесь каждый может внести свой вклад в общее дело".

Братия во главе с Преосвященнейшим Владыкой о. Сергием ( Булатниковым)

в скиту Столбушино.

 

                                                                                                                                Статья из книги Татьяны Дроздовой  «СКИТ».

 

[1] «Псковский синодик»; Москва-Псков, 2005г., стр.68-69.

[2] «Псковский синодик». Под общей редакцией архимандрита Ермогена (Муртазова). РПЦ Московского патриархата Псковской Епархии. Москва – Псков, 2005 г; стр.492 – 493.

[3] «Дела о священнослужителях».ГАПО ; Ф.39. оп.1, №5528(за1905-1907г)

[4] «Дела о священнослужителях» ГАПО; ф.39 оп.1, №5126 (за 190 6-1909г)

[5] «Псковский синодик»; Москва-Псков, 2005г., стр.242-243.

[6] «Псковский синодик»; Москва-Псков, 2005г., стр.353-354-355. 

[7] «Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Псковской епархии», Москва , 2003г., стр.171.