20 августа 2024 года , в дошкольном учебном заведении № 9 города Великие Луки, состоялись праздничные мероприятия, посвященные Празднованию Преображения Господне (по-народному «Яблочный Спас»).
Надо отметить, что это не единственное мероприятие в дошкольном учреждении на которое приглашают православное духовенство. Коллективом педагогов и активом родительского комитета была организована насыщенная культурная программа. В завершении мероприятия родители и педагоги с большим интересом провели встречу с представителем духовенства епархии, настоятелем Собора святителя Тихона иереем Павлом Котковым.
В ходе встречи возникла интересная дискуссия на тему глобальных вызовов эпохи и перемен в обществе. Обсуждая тему с собравшимися, было отмечено, что перемены затрагивают все общество без всякого исключения, включая семью. Вниманию собравшихся был представлен доклад по этой теме. Текст доклада мы предлагаем для ознакомления.
Русская Православная Церковь находится на страже традиционных ценностей, являясь ретранслятором в мир универсальных вековых традиций Православной веры.
Это означает, что кроме исключительно Евангельской истины: «Не ищите того, что в мире», Православная Церковь ориентирует общественность на поддержание того, что сложилось в веках, как главный фактор самоидентификации - то с чем мы себя олицетворяем - это русская культура и традиционные для нашего народа ценности. К ним относятся: жизнь и достоинство, права и свободы человека, патриотизм и гражданская позиция, служение Отечеству и ответственность за Его судьбу, высокие нравственные идеалы и крепкая семья, созидательный труд на благо общества, а так же приоритет духовного над материальным, милосердие и справедливость, добро, любовь, сочувствие, самопожертвование, уважение и вера в Бога!
Надо отметить, что в современном обществе происходит деформация и частичная утрата традиционных и семейных ценностей. Это не стихийное явление, а результат того, что вызовы эпохи и перемены, связанные с ними, изменяют вековые устои общества.
Мы перестали нужны быть друг другу для выживания и это кардинальный момент, который меняет вообще всю систему, смысл и мотивацию того, зачем нам быть вместе в браке. На это место пришла другая идея, гедонистическая установка - мы вместе до тех пор пока нам вместе хорошо, пока мы получаем удовольствие. Как следствие одной из наиболее острых социальных проблем, стало увеличение числа неофициальных (гражданских) браков, широкое распространение внебрачных отношений, а значит и абортов. Все это обусловливает падение рождаемости, увеличение количества неполных семей, неудовлетворенность межличностными отношениями, рост числа одиноких мужчин и женщин.
В результате трансформации института семьи, утраты четких мировоззренческих ориентиров, возникает кризис и более всего это проявляется в сознании подростков и юношества, тех кого называем «подрастающее поколение». Юноши и девушки поставлены в условия самостоятельного выбора семейных ценностей и их понимания. В связи с вышеизложенным, необходимо развитие института семьи, создание благоприятных социально-культурных условий для укрепления авторитета семьи в молодежной среде.
Семья всегда являлась основой общества в историческом прошлом нашей страны и советского ее периода. Семья, концентрируя в себе весь спектр человеческих отношений, тем самым направляла и регулировала духовно-нравственное и физическое развитие ребенка, как будущего члена общества. В православии высокое положение семьи основывается на словах апостола Павла: «Семья есть малая Церковь» (домашняя Церковь). Другими словами, в семье заложены все или основные черты церковной жизни. Но нельзя говорить о христианской семье и воспитании детей в духе традиционных ценностей, если внутри семейных отношений не осуществляется жизнь «малой церкви». Родители призваны стать в первую очередь «свидетелями», то есть примерами христианской жизни и веры.
Добро, любовь, сочувствие, самопожертвование, уважение, вера в Бога - все это значимое без чего человек не может жить. Следование этим ценностям, приводит человека в гармоничное отношение с окружающими и придают смысл его жизни. Это самое прекрасное, что есть у человека. Те, кто лишен их, оказываются, в конце концов, или на скамье подсудимых или изгоями общества.
В свете сказанного возникает вопрос, а с чего начинать воцерковление семьи? Начинать надо с необходимого. Понимание значений церковных праздников и событий, обсуждение в семье того, что такое церковный праздник, его смысл, а также соблюдение в семье традиций, связанных с церковными торжествами. Формирование семейного календаря (день крещения ребенка, день Ангела, Святых небесных покровителей нашей семьи). Посещение богослужения в воскресные и праздничные дни и участие в таинствах Церкви. Это поможет семье быть ответственным просветителем и ретрансляции в мир универсальных ценностей и опыта вековых традиций православной духовности.
В завершении встречи все участники выразили готовность к дальнейшему диалогу в сфере укрепления семейных традиций и преемственности поколений.
Иерей Павел Котков.