О важности и смысле праздника Крещения Господня и о том, как правильно провести этот день, мы побеседовали с руководителем миссионерского отдела Великолукской епархии иереем Дмитрием Ласкиным.
Январь богат на церковные праздники. Рождество Христово и Крещение Господне соединены святыми рождественскими днями – Святками. По возможности в эти дни следует отложить дела земные и стать причастным к великой тайне появления Бога на земле. Верующие люди стараются побывать в храме на Божественной литургии, причаститься Святых Христовых Тайн, получить благодать и благословение Господне на предстоящий год.
– Отец Димитрий, каков глубинный смысл праздника Крещения и почему он так важен для православных верующих сегодня? Что празднуется в Крещение?
– Дорогие братья и сестры во Христе, дорогие читатели еженедельника «Стерх-Луки», разрешите сердечно поздравить вас с великим торжеством Рождества по плоти Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа и этими святыми рождественскими днями (период от праздника Рождества Христова до Крещения) – Святками!
В древности Рождество и Крещение праздновались в один день, праздник назывался одним общим словом – Богоявление. Это произошло потому, что рождение Богомладенца совершилось незаметно для большинства людей, а выход Его на проповедь в тридцатилетнем возрасте был явным, широко известным. Со временем праздник стал более конкретным, разделился на Рождество и Богоявление (Крещение).
Важность и смысл праздника Крещения Господня или Богоявления, в следующем. Божиим повелением для приготовления народа к встрече с долгожданным Мессией был послан специальный человек – святой пророк Иоанн Креститель. Его миссия состояла в том, чтобы громогласно и точно указать на явившегося Спасителя. Для этого он использовал традиционный религиозный обряд погружения в речной воде, похожий на современное таинство крещения (по сути, это совершенно разные обряды). Физическое омовение (кратковременное погружение) в том обряде сочеталось с очищением нравственным – покаянием и исповеданием перед св. Крестителем своих грехов. Только так, по мнению пророка, можно было приготовить себя к встрече с Мессией, величайшему событию всех времен. Простой народ толпами шел в иорданскую пустыню к Иоанну, как авторитетному аскету и праведнику, принимая от него крещение и честно исповедуя свои грехи. По чудесным признакам, данным святому Предтече Иоанну в откровении, он должен был узнать Мессию. И вот пред ним, трепещущим от волнения и начинающим понимать, что перед ним Сам Бог в образе человека, предстал Иисус. Несмотря на решительное нежелание Иоанна совершить покаянный обряд погружения над Ним, словно над обычным грешником, Иисус приказал ему крестить Себя, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф 3:15).
Чтобы понять грандиозный символический и пророческий смысл происходящего, нужно включить свой философский интеллект, но и этого будет недостаточно, потому что бездна смыслов Богоявления просто не сможет вместиться в формат газетной статьи. Давайте тем не менее кое-что попробуем прояснить. Готовы? Итак, Безгрешный входит в воду, омывающую грешников, как в некую среду, вобравшую в себя всю тяжесть извечного человеческого греха… И как бы забирает этот, так плохо представляемый нами, груз преступлений, совершенных всеми прошлыми, настоящими и будущими поколениями людей против Бога, против других, против самих себя… Снимает с людей и берет на Себя так, как Он через три с половиной года раз и навсегда сделает это, будучи невинно и несправедливо осужденным на смерть и распятым на кресте! Приняв крещение от Иоанна, Христос, как безгрешный, не задерживается в воде, но, молясь, «тотчас выходит» (Мф 3, 16). Следите за мыслью? Соответственно, все водное естество на планете, начиная с реки Иордан, освящается, обновляется, очищается.
С этого момента сама вода, соприкоснувшись с благодатью Богочеловека, приобретает во всех смыслах всеоздоравливающие свойства и делается способной помогать в спасении души и тела. В этот момент проявляются предсказанные в откровении Крестителю признаки Мессии. Когда Иисус выходил из воды, «тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мк.1:10). Вообразить, что есть «разверзающиеся небеса», у нас вряд ли получится. Но мы понимаем, что и прозвучавший «глас с Небес», и «Дух в виде голубя» – поразительное свидетельство о Божественном достоинстве Крещаемого!
И вот теперь-то мы можем смело сказать, что празднуем ряд уникальных духовно-исторических событий. Это и явление Христа народу, и начало Его земного служения, и пророческое предвозвещение искупительной крестной жертвы Спасителя, и Богоявление – явление единовременно всех Божественных Лиц Единого Бога –Троицы: мы слышим голос Отца, подтверждающий достоинство Сына, видим Самого Сына и над ним голубиное сияние Духа Святого.
Праздник Богоявления, как и любой праздник, вспоминающий события земной жизни Спасителя или Богородицы, для православных христиан это осознание любви Божией к нам, грешным людям. Это осознание является источником духовной силы, благодарности, радости, крепкой надежды, бодрости духа и полноты жизни.
– Как обычная вода становится святой? И вся ли вода на Крещение становится святой?
– Крещенская вода – это вода, освященная в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения на великом водосвятии. Бывает, воду, которую освятили именно 19 января, называют крещенской, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется великая агиасма, в переводе с греческого – «великая святыня».
Откликаясь на веру и молитву Церкви, Господь в дни воспоминания Крещения Сына Божия возвращает природной воде благодатные свойства. В крещенскую ночь вся обычная чистая вода становится святой. Но это однократное проявление Божией благодати. Набранная же в праздник вода становится для всех эмпирически доступным артефактом евангельских событий. При аккуратном хранении она не портится. Существуют свидетельства, как в годы гонений на Церковь в крещенскую ночь верующие набирали воду где придется и, несмотря на то что священник не произносил над ней молитв, вода эта хранилась годами и не портилась.
Кстати, не обязательно нести на себе из храма весь необходимый объем воды. Можно взять немного в храме и в этот день с молитвой влить его в другой приготовленный объем, который вы запасаете дома.
– Как правильно пользоваться святой водой и что делать с оставшейся с прошлого года?
– Чтобы правильно пользоваться агиасмой, важно читать и изучать Евангелие и уметь молитвенно погружаться в описываемые события, приобщаться к спасительному евангельскому смыслу. Этого достаточно. Прошлогодней водой можно покропить внутри и снаружи стены жилища, автомобиль, подъезд, огород, участок, баню, одежду…
– Как правильно пить и хранить святую воду? Может ли она «испортиться» и что тогда с ней делать?
– Хранить в пищевой таре в подходящем для святыни месте, близком к иконам. Из нее можно наливать в сосуд, который будет располагаться на кухонном столе, чтобы можно было пить по утрам, желательно натощак, во всех сложных житейских обстоятельствах, принимать ее нужно с молитвой. Даже просто можно своими словами поблагодарить Бога, попросить прощения за грехи и выпить глоток или несколько глотков агиасмы. От нечестивой жизни хозяина и небрежного хранения святая вода может «испортиться». Тогда ее так же имеет смысл вылить в «непопираемое» ногами людей место.
– Можно ли пить крещенскую воду некрещеным или неверующим?
– Кто ж запретит?..
– Подскажите, где в Великих Луках горожане смогут набрать святой воды? И где будут оборудованы купели?
– Святой воды можно набрать в любом городском храме. Купель традиционно в Великих Луках сооружают на реке Ловать.
– Отец Димитрий, как правильно провести праздник Крещения: что можно и чего нельзя делать?
– Любой праздник нужно встречать в храме молитвою и принятием Святых Христовых Тайн. Потом можно заниматься всем чем угодно, что соответствует духу праздника, возвышенному и духовному настроению. Соответственно, не стоит погружаться в рутину и суету, чтобы не потратить впустую благодатные часы жизни.
– Приходилось ли Вам встречать или наблюдать какие-то необъяснимые с физической точки зрения явления в дни божественных праздников?
– Приходилось и приходится.
– Отец Димитрий, есть ли в сегодняшней жизни место чуду?
– Жизнь верующего – сплошные чудеса!
Беседовала Анна СТАСОВА,
фото из архива руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии иерея Дмитрия Ласкина