11 сентября 2022 года, во Всероссийский День трезвости, в Великих Луках состоялся крестный ход. Шествие началось от собора Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Вместе с духовенством храма - настоятелем иереем Андреем Гавриловым и клириком иереем Игорем Ракчевым, - участники крестного хода прошли по улицам Гражданская, Гоголя, Дружбы, Заводская. В шествии приняли участие более 70 человек.
Напомним, что первое празднование Дня трезвости состоялось в дореволюционной России в 1911 году в Санкт-Петербурге под лозунгом «В трезвости — счастье народа». Священнослужители, представители интеллигенции хотели объединить общество, противопоставив алкогольной зависимости ценности здорового образа жизни, и в 1913 году этот праздник получил статус официального. В то время Россия была одной из самых мало пьющих стран Европы (4,7 литра в год на душу населения). Но, несмотря на это, вопрос проведения праздника нашёл отклик во всех социальных группах населения. На время праздника были закрыты казённые винные лавки и запрещена продажа алкогольной продукции. В 1914 году, перед Первой мировой войной, был издан царский указ о запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России.
С приходом советской власти борьба с алкоголизмом была продолжена. В декабре 1917 года Советское правительство продлило запрет на торговлю водкой. 19 декабря 1919 года СНК РСФСР принял постановление за подписью В. И. Ленина «О воспрещении на территории страны изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ», предусматривающее строгие меры: не менее 5 лет тюремного заключения с конфискацией имущества. Однако 26 августа 1923 года ЦИК СССР и СНК СССР издали постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР. По имени Председателя СНК СССР Рыкова А. И. в народе за водкой на некоторое время закрепилось название «рыковка». Потребление алкогольных напитков в СССР начало расти: 1925 г.- 0,88 литра; 1940 г.- 1,9 литра; 1970 г. — 6,7 л.
Либеральные экономические «гайдаровские» реформы, начатые в 1992 г., привели к тому, что Россия буквально достигла «дна» в потреблении алкоголя. Была отменена государственная алкогольная монополия. Начался массовый завоз на территорию РФ относительно дешёвого спирта из Бразилии, Бельгии и других стран, ставшего главным сырьём для производства дешёвой, в том числе нелегальной, водки. В 1994-1995 гг. потребление алкоголя в России достигло наибольшего за всю историю страны уровня — 15-18 литров на человека в год и сейчас фактически не уменьшается. А 18 литров чистого алкоголя соответствует 45 литрам водки или 90 полулитровым бутылкам на душу населения (включая всех младенцев) в год.
Возобновлена традиция проведение Дня трезвости была, опять-таки, в Санкт-Петербурге в 2005 году. А 25 июля 2014 года Священный Синод принял Концепцию Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма и восстановил ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября. Дата 11 сентября была выбрана не случайно: в этот день православные христиане вспоминают Усекновение главы святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, который вел трезвенную жизнь, но был обезглавлен по наветам недоброжелателей во время пьяного пира. А пострадал он за то, что обличал царя Ирода за совершенное им бесчестие: властитель взял себе жену своего брата Филиппа, что было категорически запрещено Законом. Пророк говорил: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». В этот день православными соблюдается строгий пост. А в дореволюционной России в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. Такая же традиция, кстати сказать, имеет место и в наше время в отдельных регионах Российской Федерации.
Основной целью проведения всероссийского Дня трезвости является призыв общественности к борьбе с употреблением алкогольных напитков. День трезвости — это возможность напомнить обществу о том, какие ценности для нас являются важными, каким ценным является здоровье. Сама традиция проведения Дня трезвости в наши дни возрождается для того, чтобы обозначить в общественном сознании трезвость как социальную норму жизни, как естественное состояние человека. Главная причина распространения пьянства в народе — духовно-нравственная. Оказавшись в пьяном плену, человек теряет не только здоровье, но и моральные устои. Поэтому необходимо объединение усилий Церкви, государства и общественных организаций в деле утверждения трезвости. Ведь как бы то ни было, злоупотребление алкоголем является болезнью — легко диагностируемой, но крайне тяжело поддающейся лечению. Алкоголизм не может быть проблемой одного человека, он разрушает всё вокруг: взаимоотношение в семье, в коллективе, где работает данный человек, страдает окружение и общество в целом. Вместе с тем, принимать алкоголь или нет — по-прежнему остаётся свободным выбором каждого, выбором между счастливой жизнью и пьяной болезненной смертью.
Для нашей страны проблема пьянства стоит уже почти 100 лет, а в наше время — очень остро. Русская Православная Церковь выражает особую обеспокоенность в связи с тем, что огромная часть людей в России и других странах подвержена пьянству. Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Церковь не установила бы этого дня и не учредила специальную молитву, если бы все это не было так опасно для жизни нашего народа, да и для жизни всего рода человеческого… Не только Иоанн Предтеча был невинной жертвой этого греха. Как много людей погибает на улицах от пьяных водителей! Ничего более страшного представить нельзя, как человек, нарушая все законы — и закон совести, и государственный закон, — наносит непоправимый ущерб здоровью или уносит жизнь других только потому, что не может удержаться от пьянства, а выпив, не может удержаться от того, чтобы сесть за руль автомобиля… А распад семей, а измены, а несчастные дети, сироты при живых родителях, и все только потому, что кто-то — он или она — не могут остановиться, сил не хватает. Но сил в первую очередь не хватает именно потому, что нет перед человеком видения перспективы, нет смысла в жизни». Святейший Владыка призывает всю Церковь «не только молиться, но и работать вместе с системой здравоохранения, вместе с добровольцами, вместе со многими и многими людьми, которые понимают, что дальше так нельзя».