header image

29 ноября, в неделю 25-ю по Пятидесятнице, епископ Великолукский и Невельский совершил Божественную литургию в храме  Святого князя Владимира д. Усть-Долыссы.

 Его Преосвященству сослужили: благочинный Невельского церковного округа, настоятель собора Святой Троицы г.Невель митрофорный протоиерей Петр Нетреба, секретарь Великолукского епархиального управления иеромонах Нил (Лосев), настоятель храма кн. Владимира д. Усть-Долыссы иерей Артемий Ищенко. Диаконский чин возглавил заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления иеродиакон Андрей (Парфенов).

Песнопения Божественной Литургии исполнил хор храма св. кн. Владимира под управлением Виктории Ищенко.

По окончании службы Епископ Сергий обратился к верующим с архипастырским словом о Евангелии, которое читалось за Божественной литургией: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. (Лк. 10: 26–37).

«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Этот вопрос прозвучал сегодня в Евангелии, которое мы слышали за Божественной Литургией. Очень часто многие задаются вопросом: «Что мне делать?» В особенности тогда, когда наступают какие-то испытания, несчастия, скорби посещают человека, когда он находится в болезни или страдает от немощей старости, задает себе такой вопрос: «Что мне делать?» Потому что в такие минуты, когда человек отчаивается в особенности и не знает, что ему делать, он сам себя вопрошает, но не всегда находит ответа, что ему делать. И когда, задумываясь над своей жизнью, человек задает себе этот вопрос, когда думает о смысле своей жизни, о конечной участи своей, о том, правильно ли он живет, верно ли он поступает, всегда задает этот вопрос: «Что мне делать?»

Но сегодняшнее Евангелие нам говорит о другом аспекте этого вопроса, потому что законник, который подошёл ко Господу спрашивал не просто «Что ему делать», а «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?», т.е. обращает внимание не на какие-то внешние деяния, которые касаются повседневной жизни, а мысль его простирается в будущее. Он задумывается над тем, правильно ли он живёт, чтобы наследовать жизнь вечную.

Господь знал, что это законник, т.е. человек, который очень хорошо знал ветхозаветный закон, закон Моисеев, в частности, десятословие Моисеево, десять заповедей, которые, несомненно, знал, так же, как и многие другие места Священного Писания, где говорится о том, как нужно жить, чтобы наследовать жизнь вечную. Но он, очевидно, не находил там ответа для себя и поэтому, зная о том, что Господь отвечает на самые сложные вопросы, так как к нему обращалось множество людей, не только апостолы, которые постоянно окружали Господа, но и множество людей. Поэтому, естественно, законнику и нужно было подойти ко Господу и спросить его о том, что же делать, чтобы наследовать жизнь вечную. И Господь его спросил: «Законник, а что ты в законе читаешь?» И законник прямо ответил: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею и ближнего твоего, как самого себя». Конечно, эту заповедь знал ветхозаветный законник, но, желая оправдаться, он спросил: «А кто же мой ближний?»

И вот в ответ ему на этот вопрос Господь предложил его вниманию притчу, в которой дается не только ответ на вопрос, кто его ближний, но и другой вопрос, более важный, а кому вот этот самый законник является ближним. Притча эта заключается в следующем (она всем хорошо знакома, но вспомним ещё раз о чем говорит эта притча вообще и, в частности, какое значение она имеет для нас самих): Господь говорит, что проходил один человек из Иерусалима во Иерихон. Эта дорога проходит вдоль Иордана, она является пустынной, даже в настоящее время она проходит через пустыню, где почти ничто не произростает, но там есть овраги, небольшие ручьи, часто пересохшие. И, очевидно, там укрывались разбойники, которые подстерегали свою жертву. И вот человек попал в руки разбойников, которые избили его, изранили, сняли с него одежды и оставили его окровавленным и еле живым. Этой дорогой, говорит Господь, проходил ветхозаветный священник. Прошёл, только взглянул на этого несчастного и пошёл дальше. Следом шёл левит, а левит — это служитель при жертвеннике, который помогал ветхозаветному священнику приносить жертвы. Он наклонился к этому несчастному человеку, но тоже не оказал ему помощи, не считая это нужным делом. И, наконец, проходил самарянин. Самарянин — это человек, который был презираем иудеями. И поэтому многие так и думали, что какой может быть пример от самарянина, человека, которого презирают иудеи, всегда считавшие себя правоверными, а самарян — грешниками. Но вот этот самарянин, презираемый иудеями, оказал помощь нуждающемуся. Он наклонился, омыл раны вином и помазал елеем, одел его, посадил на свой скот, привёз в гостиницу. Там прилежал, как сказано в Евангелии, и ещё заповедал заведующему гостинной позаботиться об этом человеке. «Даже, — сказал, — если издержишь больше, чем я тебе дал, — а он дал достаточные средства, для того чтобы тот потратил их и оказал нужную помощь этому человеку, — когда я буду возвращаться, то воздам тебе, за то, что ты истратил больше». И Господь, произнеся эту притчу, спросил у законника: «Кто же ближний этому человеку, который попал в руки разбойников?» Но законник, который презирал самарян не сказал, что самарянин является ближним, а просто сказал — оказавший милость попавшему в руки разбойников.

Вот как, несмотря на то, что Господь вразумил этого законника, он не прекратил своего презрительного отношения к самарянину, потому что считал его презренным, даже, несмотря на то, что Господь представил самарянина вот в таком свете, который, конечно, должен побуждать законника следовать этому примеру.

Вот эта притча, которая, конечно, говорит нам о многом. Но, прежде всего, если мы обратим внимание на самого законника, чем он интересовался, о чем беспокоился. А он беспокоился не о маловажных вещах, не о том, как ему приобрести богатство, а о том, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную. А мы задаемся таким вопросом: что нам нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Конечно, мы знаем, что не только в Ветхом Завете сказано о необходимости любви к Богу, но и к ближнему, как к самому себе. А всегда ли мы исполняем эту заповедь? Законник, наверно, в какой-то мере, стремился к исполнению этой заповеди, однако же, считал себя ещё недостаточно совершенным, для того чтобы надеяться на жизнь вечную. А мы в какой степени исполняем эту заповедь о любви к Богу и любви к ближнему, как самому себе? Это вопрос, который мы должны задать себе и не только один раз, а многократно, потому что мы должны осмысливать свою жизнь и стремиться понять: для чего мы живем, как мы живем, соответствует ли наша жизнь, наши поступки, наше поведение тому, что заповедано Господом. Притча о милосердном самарянине, конечно, нам указывает пример того, как мы должны поступать.

Конечно, это притча. Здесь только один образ нуждающегося человека, который попал в руки разбойника и оказался беспомощным, не могущим даже встать. И поэтому милосердный самарянин являет пример того, как нужно нам поступать с такими людьми. В нашей очень много различных обстоятельств и случаев, когда человек нуждается не только в большом, но и в самом малом участии. Слова утешения сказать человеку, который находится в скорбных обстоятельствах — это тоже дела христианского милосердия. Где есть возможность и необходимость, там, конечно, необходимо оказывать деятельную помощь, которая проявляется вот таким же образом, как и в этой притче на примере милосердного самарянина.

Блаженный Августин говорит, о том , что есть не только дающая любовь, но и прощающая. Очень часто мы обижаемся на окружающих нас людей за то, что, любовь проявляя к нам или невнимание или, тем более, когда скажут какое-то неприятное слово в наш адрес, мы возмущаемся, мы негодуем вместо того, чтобы прощать. Ведь как Господь сказал: «Прощайте и прощены будете». Это заповедь, которую тоже необходимо выполнять. Так вот, Блаженный Августин говорит, что это тоже проявление любви прощающей. Это нужно уметь делать и стараться к тому, чтобы так поступать, хотя иногда бывает очень сложно это делать. Мы не считаем для себя возможным очень часто простить того человека, который наносит нам небольшую обиду. Обиду мы никогда не должны носить в себе, потому что она растравляет душу человека и не дает ему возможности объективно судить об окружающих людях. Если человек способен прощать, он обращает внимание на свои собственные недостатки, а не на недостатки своих ближних.

Будем же, дорогие братья и сестры, размышляя над этой притчей, прилагать её содержание к своей собственной жизни, для того, чтобы делать надлежащие выводы и побуждения к тому, чтобы осуществлять подлинное христианское милосердие, которое может проявляться самым разнообразным образом. Святитель Иоанн Златоуст так и говорит: «Многообразны дела христианского милосердия». И конечно, это всё зависит от любящего сердца. Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». И поэтому сердце милующее Господь ублажает, и в заповеди блаженств, которые мы постоянно слышим во время Божественной Литургии: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Аминь. 

Протоиерей Василий Стойков