header image

1 февраля 2020 года, в день 155-летия со дня рождения святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, в храме святителя Тихона Патриарха Всероссийского г.Великие Луки состоялось соборное богослужение духовенства Великолукского церковного округа.

В день праздника Божественную литургию возглавил эконом Великолукского Епархиального управления, благочинный Великолукского церковного округа, настоятель храма святителя Николая г.Новосокольники протоиерей Иоанн Ильницкий.
 
Его Высокопреподобию сослужили: ключарь Свято-Вознесенского кафедрального собора г.Великие Луки протоиерей Сергий Матвеев; секретарь Великолукского епархиального управления иеромонах Нил (Лосев); клирик храма святителя Николая при Епархиальном управлении г.Великие Луки иерей Димитрий Ласкин; настоятель храма иконы Божией Матери «Всецарица» с.Русаново иерей Антоний Татаринцев; клирик храма святителя Николая г.Новосокольники иерей Владимир Флавьянов; настоятель храма святителя Тихона Патриарха Всероссийского г.Великие Луки иерей Александр Кононенко и клирик храма святителя Тихона Патриарха Всероссийского г.Великие Луки иерей Игорь Ракчев. Диаконский чин возглавил заведующий канцелярией Великолукского епархиального управления иеродиакон Андрей (Парфенов).
 
Богослужебные песнопения исполнил хор храма святителя Тихона Патриарха Всероссийского г.Великие Луки, регент Маргарита Амирханян.
 
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Матвеев, напомнив собравшимся о нелёгком жизненном пути святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.
 
По окончании Литургии правящий благочинный и сослужившее ему духовенство совершили славление перед иконой святителя.
 
Завершая богослужение, протоиерей Иоанн Ильницкий поздравил собравшихся с днём памяти святителя Тихона, причастников с принятием Святых Христовых Таин и поблагодарил верующих за почитание и любовь к угоднику Божию.
 
Также в этот день соборные богослужения духовенства, посвященные 155-летию со дня рождения святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, прошли в Невельском, Новоржевском и Опочецком церковных округах Великолукской епархии.
 
Напомним, что Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея России) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника.
 
Окончив курс Торопецкого Духовного училища, он продолжил образование в Псковской семинарии. Учился Василий с удовольствием, в нем с детства была тяга к познанию Божиего мира. Семинаристам будущий Патриарх запомнился добродушием, спокойствием, рассудительностью, готовностью помочь, нисколько не проявляя при этом высокомерия, умением пошутить и еще прозвищем «архиерей». Закончив семинарию одним из лучших учеников, в 1884 году Василий стал студентом Петербургской Духовной академии, где к нему также относились с глубокой симпатией, наградив именованием «Патриарх».
 
В 1888 году, окончив академию кандидатом богословия, он три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона и вскоре - в иеромонаха.
 
С 1892 году отец Тихон - инспектор Холмской Духовной семинарии, затем - ректор в сане архимандрита, а через три года уже епископ Люблинский с назначением его викарием Холмско-Варшавской епархии. Православие, католичество и униатство взаимное недоверие и нередко враждебность русских и поляков - все это Холмская земля на рубеже ХIХ-ХХ столетий.  Только год пробыл владыка Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе в Америку, жители Холма легли на рельсы, не отпуская поезд святителя. Потребовались увещания пастыря отпустить его с миром.
 
Где бы ни проходил служение святитель Тихон, он всюду согревал всех своим смирением и любовью. С Божией помощью ему удавались самые сложные дела. В Америке, куда он был назначен епископом Алеутским и Аляскинским, он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых - величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители - креолы, индейцы, алеуты и эскимосы. В Америке его и поныне именуют апостолом православия.
 
По слову самого святителя: «Кому не известно, что центр тяжести всякого нравственного влияния и воспитания заключается в силе любви? Разве не бывает, что часто даже порочный человек скорее готов послушать одного слова того, кто его любит, чем целые речи и убеждения тех, которые к нему равнодушны? Воля влияет на волю лишь тогда, когда выходит из себялюбивой самозамкнутости и любовно сливается с волей другого.»
 
Шли годы, менялись места служения святителя Тихона. Кровавый и разрушительный 1917-й год застал его на московской кафедре. В эту страшную пору, когда Россия скатывалась в пропасть братоубийственной смуты, поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон.
 
При получении известия о Божием избрании, святитель Тихон сказал: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач и стон, и горе» и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (см.: Иез. 2,10; 3,1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне Патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину! Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них, во вся дни». И понес патриарший крест достойно и смиренно, подвигом своим и беспрестанной молитвой, сохранив Русское Православие.
 
В годы церковной разрухи, гонений, обновленческого раскола он сохранял Церковь в чистоте православия.  Он призывал паству «уклоняться от участия в политических партиях и выступлениях». Причину бедствий он выдел в грехе («Грех растлил нашу землю») и призывал: «Очистим сердца наши покаянием и молитвой».
 
«К тебе же, обольщенный, несчастный русский народ, сердце мое горит жалостию до смерти. «Оскудеша очи мои в слезах, смутися сердце мое» (Плач.2:11), при виде твоих тяжких страданий, в предчувствии еще бо́льших скорбей. Пред лицем страшного, свершающегося над страной нашею суда Божия, соберемся все вокруг Христа и Святой Его Церкви. Будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наша братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенныя. Взываю ко всем вам, архипастыри, пастыри, сыны мои и дщери о Христе: спешите с проповедью покаяния, с призывом к прекращению братоубийственных распрей и раздоров, с призывом к миру, тишине, к труду, любви и единению».
 
Но непримиримо и грозно звучали его обличения новых хозяев страны: «Вы разделили весь народ на враждующие между собою страны и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью, и, вместо мира, искусно разожгли классовую вражду. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Великое благо - свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя».
 
«Опомнитесь, безумцы! Прекратите ваши кровавые расправы! - писал св. Патриарх Тихон. - Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей, загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной».
 
В январе 1919 года Патриарх благословил Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака на борьбу с богоборцами-большевиками, послав к нему священника с личным письмом и фотографией образа святителя Николая Чудотворца с Никольских ворот Московского Кремля.
 
Однако после победы большевиков в гражданской войне над Белыми армиями и крестьянскими восстаниями надежды на продолжение вооруженной борьбы уже не было. В то же время репрессии большевиков на внутреннем фронте против Церкви усилились.
 
Патриарх был вынужден пойти на уступки и отказаться от политического противоборства с властью, сделав об этом публичное заявление. Однако, как говорил сам Патриарх: «Я написал там, что я отныне - не враг Советской власти, но я не писал, что я друг Советской власти».
 
Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступить безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад.  О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза».  «Если мне суждено прожить мало дней и умереть или от ножа, или от расстрела, или иною наглою смертью, и не будут знать места моего погребения - да будет воля Божия.  Желал бы только, чтобы такая смерть послужила в очищение многих грехов моих и была принята Господом как жертва благовонная за людей».
 
Постоянной заботой Святейшего Патриарха было выхлопотать для Русской Православной Церкви регистрацию, а вместе с нею и возможность легального существования в пределах Советской России.
 
Особенно много послужил Русской Православной Церкви Святейший Тихон в мучительную для Церкви пору, так называемого, «обновленческого раскола». Святейший проявил себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной Православной Церкви. «Прошу верить, что я не пойду на соглашения и уступки, которые поведут к потере чистоты и крепости Православия», - твердо и авторитетно сказал Патриарх.
 
Для подъема в народе религиозного чувства по его благословению устраивались грандиозные Крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако следили за каждым его шагом, были предприняты и попытки убийства. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст.
 
Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.
 
В день похорон Патриарха Тихона, несмотря на опасность преследований, люди нескончаемым потоком шли проститься со Святейшим: «В Донском монастыре, где тело патриарха было выставлено в течение четырех дней, днем и ночью толпился народ. Живая очередь запрудила всю Донскую улицу. В день похорон к монастырю лился людской поток почитателей покойного, и были в толпе люди всех классов и возрастов. Самый монастырь был черен от людей: был занят весь двор, лестницы, приступки, ниши стен».
 
В советской печати была представлена совершенно обратная картина: «В газетах о смерти Патриарха была напечатана маленькая заметка среди остальной хроники. Было сказано, что похороны Патриарха привлекли мало публики, причем бросилось в глаза „полное отсутствие среди этой публики рабочих и крестьян “».
 
Слова Патриарха Тихона к русскому народу: «Чада мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!» «Главное - это возрождение души нашей, об этом надо заботиться прежде всего. Была бы только крепка вера Православная, только бы ее не утратил русский народ».
 
9 октября 1989 года Святейший Патриарх Московский и Всея России Тихон, исповедник Христов, был причислен к лику святых.
 
Обретение мощей святителя произошло в феврале 1992 года. Сейчас рака с его мощами постоянно пребывает в Большом соборе Донского монастыря Москвы.