Пахоменкова М.М. Духовенство и просвещение сельского населения Новоржевского уезда Псковской губернии в XIX – начале XX веков -

Московский Патриархат
Псковская Митрополия

По благословению
Преосвященнейшего Сергия,
епископа Великолукского и Невельского
Официальный сайт

Пахоменкова М.М. Духовенство и просвещение сельского населения Новоржевского уезда Псковской губернии в XIX – начале XX веков

Опубликовано 27 марта 2019 г. - 254 просмотров Пахоменкова М.М. Духовенство и просвещение сельского населения Новоржевского уезда Псковской губернии в XIX – начале XX веков

Церковная школа привлекала к себе внимание правительства в начале XIX в., как одно из главных учреждений, предназначенных для распространения образования в среде простого народа. Вовремя царствование Николая I она была признана достойным учебным заведением во всех отношениях: экономическом, политическом, общеобразовательном.

Политика развития церковных школ продолжалась и при Александре II. В начальный период его царствования, когда между Министерством Народного Просвещения и Церковью конкуренция за право первенства в сфере народного образования усилилась, признавалось, что церковно-приходские школы имеют большой вес и значение по сравнению с другими учебными заведениями в деле воспитания народа. Вместе с тем по мере признания правительством необходимости распространения просвещения в среде крестьянства также возросла и необходимость материальной поддержки со стороны государства.
         
Однако, несмотря на ожидания духовенства, государственная финансовая помощь по-прежнему была недостаточной. Главная надежда со стороны государства почти полностью возлагалась на добровольное участие духовенства в деле создания церковно-приходских школ, воспитательной деятельности и надзоре. Однако, как выяснилось из различных дискуссий о церковно-приходских школах в 1860-е гг., связанных с вопросами реформы духовного сословия, вопросы развития церковных школ переплетались с множеством  других проблем, например,  социально-экономического положения духовенства, отношения местных властей и крестьян к начальному образованию, материального положения народа и др.
        
В 1865 г. Обер-прокурором Синода назначен Д.А. Толстой, который стал одновременно и министром Министерства Народного Просвещения, что вызвало в духовенстве радостные надежды относительно его участия в учебном деле.  В начале марта 1866 г.  по решению Особого присутствия по делам православного духовенства   министр  обратился к председателям земских управ оказать помощь церковным школам, подчёркивая, что «церковно-приходские училища – это главное средство для образования народа», однако признавал, что они находятся в целом в тяжёлом положении, а имевшиеся трудности осложняют процесс их организации.  В июне 1866 г. Синодом принимается Указ о вменении в обязанность сельским священникам в церковных проповедях и поучениях располагать крестьян к грамотности и обучению. Ожидания духовенства не оправдались: в течение 10 лет в духовном ведомстве прошли большие реорганизации, приведшие к сокращению количества приходов и церковнослужителей, что отрицательно сказалось на деле народного образования, закрыто 22000 церковно-приходских школ.
        
К концу 1870-х гг. в направлении правительственной школьной политики произошёл решительный перелом. Земская школа объявлена неблагонадёжной и не заслуживающей поддержки государства.  Объектом особых забот правительства является с этого времени церковная школа, утверждённая законодательно, вкладываются средства казны.       
         
13 июня 1881 г. приняты к исполнению «Правила церковно-приходских школ и школ грамоты», которые строго регламентировали их жизнь.  
          
Общественный деятель Х1Х в. Аф. М. Ванчиков в книге «Заметки о начальной церковной школе» пишет: «…церковная школа восстановлена согласно Правилам 1881г, лишена поддержки из средств казны, находилась на попечении епархиального ведомства. Первое время церковная школа принуждена была пользоваться трудом причта. Там, где эти учителя были заняты немного по приходской службе, например, в немноголюдных приходах или в приходах с несколькими штатами причта, школьное дело шло более или менее удовлетворительно; а где не было таких условий, то страдало. Нужно было по возможности обезопасить школу от этого, для чего наилучшим средством было назначение особых светских учителей или учительниц, по крайней мере туда, где наиболее ощущалась нужда в том. Церковно-школьное управление держалось системы только местных средств и жертвами крестьянских обществ и частных лиц». 
          
26 февраля 1896 г. Высочайше утверждено «Положение об управлении школами церковно-приходскими, грамоты ведомства православного вероисповедания», которое состоит из 47 пунктов. В 1902 г. 1 апреля принято к исполнению новое «Положение о церковно-приходских школах».   
          
В 1909 году 25 мая повелением императора Николая II учреждена медаль в память 25-летия церковно-приходской школы. Медалями награждали: членов Синода и всех состоящих на действительной службе на 13 июня 1909г; штатных чинов центральных и епархиальных управлений духовного ведомства; ректоров духовных семинарий и начальников епархиальных духовных училищ, при которых имелись церковные школы; врачей и учителей церковно-приходских школ; лиц, не состоявших к 13 июня 1909г на церковно-школьной службе, но в своё время пребывавших на ней не менее 10 лет.
          
13 июня 1909 года последовали, именной всемилостивейший указ Синоду по случаю юбилея школ, затем рескрипт Великой княгини Елизаветы Федоровны на имя председателя Училищного Совета при Синоде на тему о «высокополезной для дела Православия 25-летней работе церковно-приходских школ». Святейший Синод озаботился принять особое определение о необходимости дальнейшего усиления церковно-школьной просветительной деятельности с начала второго 25-летия церковно-приходской школы.
         
После 1917 года церковная школа была ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

На основе документов ГАПО и периодической печати исследуемого периода проследим деятельность церкви на ниве просвещения сельского населения Новоржевского уезда в XIX - начале XX веков. В тексте будет встречаться материал Островского уезда, т.к. в советское время была проведена территориально-административная реформа районов области, часть означенного уезда Туровецкая (центр д. Вёска), Корешевская (с. Выбор) и Крекшинская (д. Крекшино) волости переведены в Новоржевский район.
         
До 1846 г. в документах епархиального фонда нет упоминаний о церковных школах в Новоржевском уезде. Из переписки приходских священников с духовным правлением по исполнению Указа «об умножении приходских церковных школ для поселянских и штатнослужащих детей» становятся понятны причины столь печального факта социальной жизни первой половины XIX в. В Указе «…Обратить внимание всех Преосвященных на то, что успехи в заведении сих училищ, кроме других причин, зависят много и от деятельности самого Духовенства, как в образе управления училищами, так и в старании располагать  к тому Гражданские власти и Помещиков и потому Приказали: обратить вновь на сиё  внимание Епархиальных Архиереев и поручить им заботиться об увеличении числа училищ, располагая деятельность к тому Духовенства, и приглашая к участию Гражданское Начальство и Помещиков. О чём и послать им Преосвященным Указы. Февраль 27 дня 1846 г.».  

Осенью того же года в Опочецкое духовное правление, куда приписаны Новоржевские приходы, священники сообщают о желании «завести училище», приводят причины о невозможности практических действий:  
– Основная часть прихожан крепостные крестьяне, без позволения своих господ не имеющие права что-либо делать без их распоряжений;
– Нежелание помещиков отпускать крестьянских детей в школу «как занятые сельскими работами, не имеют времени упражняться в умственном образовании», оказать содействие в оказании помощи создаваемого учреждения;
– Полное отсутствие свободных помещений для школы;
– Священники не имеют «послаблений» по службе, если начнёт заниматься школой; сам ведёт всё своё хозяйство вместе с полевыми работами.

Некоторые церковнослужители приводят и другие доводы:
– пог. Аполье Фёдор Яковлев «с 1830 г. исправляю Депутатскую должность. Все сии причины препятствуют исполнению Указа»;
– пог. Аксёново Василий Саввич Любомиров «те из детей, которые были бы способны по возрасту к обучению, помещиками отправляются в С-Петербург для обучения ремеслу»; 
– пог. Бардово священник Алексеев дьяк Кудрявцев «нет одежды, не могут дать пищи»;
– пог. Бараново Иоанн Великотный «прихожане изъявили согласие дать мальчиков для обучения, но без всякого со стороны их пожертвования на устройство училища»;
– пог. Столбушино Иоанн Верещагин и Андрей Великотный «скудость урожаев привела к болезням и вымиранию, во многих семьях только одни дети без родителей, а потому отлучить от землепашества никак невозможно»; 
– пригород Выбор (Островский уезд) «имеются сельские училища, а потому нет успеха в заведении училища и впредь не предвидится, пока не будут учинены распоряжения самого начальства».              
    
В 1848 г. благочинный Николай Юнаковский сообщает в духовную Консисторию: «Священником Александром Триумфовым пог. Турова с 1 февраля с.г. открыто сельское училище, состоящее из 11 человек помещика Барона Корфа. Сей священник числа учеников, по усердию своему, желал бы увеличить, но не имеет к тому способов, ибо и он с семейством и училище помещается в двух его небольших хатках. Прилагаю при сём список учеников с показанием предметов преподаваемых и успехов их:
 
1. Постоянно ходили в классы: 
- Ефим Ефимов, Иван Егоров, Иван Адамов, Евдокия Егорова - сии ученики выучили Азбуку, молитвы и уже начинают читать по гражданской печати;
- Ольга Адамова, Агафья Адамова - знают разные слоги, начинают учить молитвы;
- Иосиф Николаев, Сергей Яковлев, Яков Кузьмин - эти ученики выучили буквы большие и малые, складывают слова.
 
2. За болезнью мало ходили в классы: Онисим Антонов, Михайло Егоров - мало успехов.

Из приведённого списка видно, что идёт индивидуальное обучение и наблюдение за детьми, отчитывается священник за каждого ученика. Далее благочинный пишет:
 
«При сём покорнейше присовокуплю, что в ведении моём и другие священники имеют охоту открыть училище; но не имеют к тому способов и возможности. С одной стороны, согласны обучать детей священники в своих домах, там вовсе не согласны отдавать помещики, или же они совершенно не отказывают, отлагают это до времени. С другой стороны: где помещики отдают детей священникам, там священники, хоть согласны обучать, но не имеют в домах своих помещения такого, чтобы дети имели у них постоянную квартиру, отопление, освещение, прислугу и прочее. А помещики только готовы дать детей, отказывают даже от снабжения их книгами. Если помещики дадут детей, при погостах устроят для них помещения, снабдят нужными для обучения средствами: в таком случае ни один священник не откажет от обучения». 
        
К концу календарного 1848 г. в школе пог. Турово большие перемены. Из прежних 11 учеников осталось только 5: Адамов и Ефимов читают по церковной и гражданской печати, знают молитвы, школу посещают 2 раза в неделю; Кузьмин, Антипов и Яковлев ходят в классы постоянно «изучили в Азбуке разные слова, начинают учить молитвы». Девочек в списке учеников нет; появились новые ученики - Владимир Емельянов, Иван Митрофанов и болезненный Михаил Георгиев «по недавнему поступлению начинают учить слоги», – сообщает священник Триумфов. 

Летом 21 июля того же года открыто Ашевское сельское училище и к ноябрю месяцу ученики достигли успехов: 
1. Яков Чистовский, Михаил Лаврентьев - по церковной и гражданской печати читают очень хорошо, из арифметики знают сложение и вычитание;
2. Алексей Овчинников, Иван Шнитовский - по прочтении Азбуки, читают по церковной и гражданской печати, пишут;
3. Ефиминья Лаврентьева, Ольга Чистовская - Изучили строчные и прописные буквы.

Из ведомости об учениках приходского училища, открытого при церкви пог. Добрывичи 9 октября 1848 г.: 
1. Пётр Семёнов, Матвей Семёнов – поступили 9 октября. Успехи к концу 1848 г. - пройдена Российская Азбука с достаточными успехами и теперь уже занимаются чтением по краткой Священной истории Церкви Ветхий и Новый Завет;
2. Александр Григорьев, Василий Богданов, Константин Богданов, Григорий Васильев, Матвей Иванов – поступили в ноябре, обучаются ещё первоначальному чтению по Российской Азбуке с хорошими успехами.

Из графы «Успехи» двух Ведомостей можно сделать вывод, что дети того времени были довольно способными к обучению, наставники обучали каждый по собственному плану. А вот обучение девочек грамоте останется открытым вопросом на многие годы до земского периода жизни государства.               
         
И вновь бурная переписка священников с духовным правлением, из которого высылают один циркуляр за другим о личной ответственности приходских церковнослужителей за «нерадение» на ниве народного просвещения. Ничего не изменилось в оказании помощи сельским священникам со стороны гражданского ведомства и помещиков, что читаем из сообщений от приходских священников:  
– пог. Посадниково Андрей Виделибский «В силу Указа Его Императорского Величества последовавшего от Островского Духовного Правления от 30 генваря сего 1848 г. за № 93 и по резолюции Его Высокопреосвященства строго предписывается, дабы обратить внимание на заведение училищ с тем при том, что в случае дальнейшей небрежности виноватые и нерадивые священники не минуемо подвергаются ответственности. Как из предписания вашего видно, что мы 4 Села не обеспечены никакими работами и землепашеством, то строго предписываете: Посадниковскому, Гривинскому, Новинскому и Хряпьевскому и прочим не имеющим земли непременно обратить внимание на училищное занятие. Как прежде был я согласен, так и теперь усердно бы желал открыть училище для обучения крестьянских детей грамоте, но вот какие встречаются неудобства и препятствия: ветхость дома, предоставленного помещицей генеральши от Инфантерии Варварой Яковлевной Кайсаровой, управляющий Алексей Трофимович Латухов не помогает». Просит оказать помощь в строительстве нового дома, сообщает о своем преклонном возрасте, немощи здоровьем, слаб глазами. Крестьяне отказываются обучать детей.
– пог. Гривино Матвей Соколов пишет письмо управляющему имением статского советника Андрея Андреевича Ивановского Григ. Григ. Богдановичу: По распоряжению Высшего Начальства учредить приходские училища в скорейшем времени при церквах для обучения детей всякого сословия, состоящих в приходах той церкви. Я не отказываюсь заниматься обучением оных, если с Вашей стороны по общему Вашему согласию устроено мне будет место для классов с дозволения Вашего распорядителя, а равно и всё потребное для класса и учеников». Приписка Богдановича «свободного помещения нет. Владелец находится за границей, детей обучает дворовый человек в сельце Лобаново».
– пог. Новое Пётр Королевский пишет «я неоднократно предлагал крестьянам отдавать мне малолетних детей своих учить грамоте, но они, по застарелому невежеству, а большею частью соблазнившись ложным учением раскола, все полезные предложения мои отвергли, и никто из них добровольно на это не согласен. Почти весь приход из крестьян одной помещицы поручицы Аграфены Сергеевны Голубцовой, ходил к ней и просил, чтобы она содействовала к заведению училища, но и тут все мои попечения остались тщетными». 
– пог. Стехново Афанасий Вознесенский – «помещик Рокотов своих крестьянских мальчиков для собственных нужд образовывает в Новоржевском приходском училище, государственные крестьяне обучаются в казённом училище в 10 верстах от села».
– пог. Михеево Симеон Владимирский – «приход состоит из 11 владений, кроме государственных имуществ. По малозначительности крестьян владельцы совершенно отказываются от предоставления детей в училище. А крестьяне гос. имуществ имеют в близком расстоянии в пог. Баруты казённое училище».        

Из сводной ведомости о церковных школах 1848-1849 учебный год.
1. Пог. Турово церковь Рождества Богородицы – открыто 1.02.1848 г., наставник Триумфов Александр, из учеников 8 мальчиков и 3 девочки.
2. Пог. Ашево церковь Успенья – открыто 21.07.1848 г., наставник Скоропостижный Василий, ученики – 4 мальчика и 2 девочки.
3. Пог. Добрывичи церковь Тихвинская – 9.10.1848 г., наставник Великотный Иван, ученики – 7 мальчиков.  
        
Из представленных документов 1848 г. можно найти много положительных моментов в сфере просвещения:  проводится работа не только с крестьянами – проповеди о пользе грамоты на клиросе, но переписка и встречи  с владельцами, часть которых  решает проблемы обучения сельского населения разными способами – в уездном училище, грамотный дворовый человек занимается с детьми, предоставляют помещение. Крестьяне государственных имуществ обучаются в казённых училищах д. Баруты и д. Орша.
         
К сожалению, отсутствуют документы за целое десятилетие 1850-е годы. Из Ведомости о состоянии сельских приходских училищ Псковской епархии 1860 г. Мин-ва Народ. Просвещения в Новоржеве городское -1813 года и уездное – 1814 г., Мин-ва Госуд. имуществ в с. Орша – 1832 г. и пог. Плёссы - 2 ноября 1860 г. 
        
1861 г. – период Великих реформ в государственной жизни, освобождения крестьян от крепостной зависимости и острая необходимость обучения грамоте освобождённого народа для жизни в новых условиях.

Из ведомости об училищах за февраль-март 1862 г. 
1. Пог. Плёссы – открыто Палатой государственных имуществ в доме священника, обучалось 59 учеников, из них 40 мальчиков и 19 девочек.
2. Пог. Турово – организовал священник Триумфов в доме крестьянина Николая Иванова, где занимались 9 мальчиков.

Из всех училищ прошлых лет, открытых священниками до 1862 г. осталось только Туровское, благодаря многолетнему служению в одном приходе священника Триумфова.  
         
В 1862 г. благочинный Николай Юнаковский сообщает в Псковскую Духовную Консисторию об открытии школ при волостных правлениях и преподавании писарями, предлагает о замене священниками на безмездной основе:
– пог. Дубровы «училище открыто по распоряжению Мирового посредника Матвея Бороздина 2 января 1862 г., должность учителя занимает писарь», – доложил священник Ф. Рождественский;
– пог. Гривино «училище открыто при волостном правлении 15 января 1862 г., собрано 20 детей, - сообщает приходской священник. - По исправлении молебна и сказанною мною проповеди о пользе просвещения, начато учение. По недостатку у детей книг, выдал им церковные буквари, высланные в прошлом 1861 г. К нам крестьянское начальство не обратилось по поводу обучения детей, а наняли на свой счёт учителя из своего крестьянского сословия: кр-н гос. имуществ с. Орша Самсон Захаров, который находится волостным писарем при Гривинском волостном правлении. Я хожу к ним в классы и в церкви говорю о пользе учения наук и послушании. Когда начнут читать, буду бывать чаще, способствуя молитвам и заповедям»;
– пог. Жадрицы священник Иоанн Знаменский пишет: «по распоряжению Мирового посредника новоржевского помещика штаб-ротмистра Матвея Бороздина открыто училище при Жадрицком волостном правлении 1 марта сего года, собрано 11 мальчиков. По приглашению посредника мною отправлено молебствие Господу Богу о успехах и здоровье учеников и учителей. Я приглашён преподавать детям только Закон Божий, а грамоте, собственно, учит волостной писарь белорусский дворянин Игнатий Сетянко. Не знаю, как покажется начальству учитель римско-католического вероисповедания». 
        
Ответные действия не заставили себя долго ждать. На имя Архипастыря из Псковского губернского по крестьянским делам присутствия отправлено письмо с просьбой о «распоряжении по замене писарей священниками на должности наставников училищ». Сделано «распоряжение о замене писарей и поляка-католика на священников для обучения детей чтению, письму и первых действий арифметики на основании Циркуляра Министерства Внутренних Дел по крестьянским делам» .  Псковская палата гос. имуществ 10.10.1864 г. обращается в Псковскую Духовную Консисторию  с предложением:  «…воспитанник, кончивший курс в среднем отделении семинарии Модестов  согласно его желания определён Наставником Оршанского училища на место уволенного от должности Ивана Устинова и покорнейше просит высылке Модестова к должности», о чём и сделано распоряжение.                      
        
В 1862 г. приглашённые Министром Народного Просвещения учёные и литераторы провели исследование дела просвещения крестьянского населения в России. В Псковской губ. проводил обследование Семевский М.И. В своём отчёте, опубликованном отдельной брошюрой, рассказывает о каждом уезде. 
        
«Из училищ, открытых духовенством, по нашему исследованию, в Новоржевском уезде среди временно-обязанных крестьян оказалось только одно в погосте Бежаницы. Необходимым считаем сказать, что духовная консистория просила губернское по крестьянским делам присутствие сделать распоряжение касательно расположения крестьян к отдаче детей в училища, которые готовы открыть священники одного из Новоржевских благочиний. «Губернское присутствие, напоминая мировому суду, что дворянством пожертвовано более 1000 рублей, просило сделать распоряжение по просьбе консистории». Председатель съезда 20 апреля 1862 г., умолчав об этом (на бумаге существующем) пожертвовании, отвечал, что «участие в образовании крестьянских детей из священников приняли весьма немногие. Что же до посылки детей в школы, то съезд не находит рациональным в этом деле действовать принудительно». Священник несколько раз говорил о пользе грамотности, открыл подписку, по ней набрал 9 рублей, наконец, с помощью старшины уговорил крестьян собрать с души по 5 копеек. Нанята была изба и за 5 рублей в месяц взялись обучать ребят дьячок и пономарь. Таким образом, эта единственная школа (13 мальчиков и 2 девочки) устроенная в уезде духовенством для временно-обязанных крестьян – возмездная. 
         
Возмездность обучения, говорили мне священники в этом уезде, дело неважное. Дайте священнику посредническое содержание – 1500 рублей в год, тогда священник готов будет сделаться не только учителем, но и миссионером. Дайте ему право представительства за нужды крестьян. Дайте ему самостоятельность относительно волостных голов и старшин. Не требуйте от него, чтобы он непременно учил в открытой им школе по методам, какие требуют разные наезжающие чиновники. Дайте ему право не венчать и даже не пускать крестьян к причастию, если они не знают хоть одной молитвы. И тогда увидите, как скоро, разовьётся грамотность в народе, и какими надёжными руководителями в развитии крестьянства будут священники».  
          
Вызывают недоумение несоответствие подробные письма священников и автора вышеозначенных строк. Вероятно, обследование проводилось в летнее время, когда все заняты полевыми работами, школы не посещаются, да далеко не каждого священника ежечасно можно найти в церкви, т.к. он часто в отлучке за исполнением треб в деревнях; вели собственное хозяйство, которое требовало эффективно использовать сезонное временя. Священники часто учили детей безмездно даже в своём доме. 
           
За последующее пятилетие откроется ещё одно церковно-приходское училище при Кудеверской церкви. Местный священник Николай Знаменский 1 февраля 1867 г.  в доме, нанимаемом за его счёт, начнёт занятия с 21 мальчиком и 2 девочками. Дрова и прислуга от него же. Помощь учебниками окажет Новоржевский училищный совет. В декабре 1869 г. закрыто на ремонт помещения, но в январе вновь возобновились занятия.    
           
В том же 1867 г. 15 ноября устроено Выборским церковным попечительством училище для детей разных сословий. Обучал пономарь пригорода Выбор (Островский уезд) Крестовоздвиженской церкви Василий Щукин, получая от председателя попечительства за каждый учебный месяц по 10 рублей серебром. 

Список учеников Выборской школы за 2-ю половину 1869 г. с обозначением оценки поведения и возраста:
1. Весьма хорошее – Павел Алексеев 12 лет, Семён Гаврилов – 14, Леонид Сергеев – 10, Татьяна Фёдорова – 11, Григорий Филиппов – 11, Василий Ильин – 15, Максим Алексеев – 16, Иван Алексеев – 11, Яков Алексеев – 13, Василий Абрамов – 11.
2. Очень хорошее – Илья Захаров – 15 лет, Фёдор Алексеев – 10, Стефан Богданов – 11, Владимир Ефимов – 13, Александра Васильева – 10, Мария Николаева – 10, Гаврила Андреев – 11, Андрей Иванов – 10, Стефан Андреев – 10, Григорий Ермолаев – 12.
3. Хорошее – Дмитрий Алексеев – 13, Фёдор Трифонов – 15, Евдокия Екимова – 12, Нил Семёнов – 11, Яков Никитин – 13.

Из 25 учащихся только 2 девочки. Впервые означен возраст ученика и дана оценка поведения, но нет оценки знаний (возможно, увеличенное число учеников не обязывало отчитываться об успехах их в изучении наук). Возраст колеблется от 10 до 16 лет: 10 лет – 6 учеников, 11 – 7, 12 – 3, 13 – 4, 14 – 1, 15 – 3, 16 – 1. Вероятно, дети с малым возрастом из младшего отделения, а старшие – первые ученики с 1867 г.
         
В погосте Крекшино Островского уезда священником Сребрянским школа открыта 4 марта 1866 г. Учительский дом построен Опочецким почетным гражданином 1-й гильдии купцом Павлом Зеленицким, книги и прочие учебные пособия доставляются сыном его Александром, учитель жалования не получал. 
    
Список учеников Крекшинской школы за 2-ю половину 1869 г. с оценкой поведения:
1. Весьма хорошее – Матвей Тимофеев, Андриан Косьмин, Матвей Егоров, Семён Никитин.
2. Очень хорошее – Иван Павлов, Семён Сергеев, Никандр Трофимов, Василий Матвеев, Сила Сергеев, Василий Матвеев, Сила Тимофеев, Иван Федотов.
3. Хорошее – Виктор Иванов, Иван Никитин, Фёдор Павлов, Ефим Яковлев, Влас Кирилов, Иван Королёв, Иван Вревский, Николай Иванов.
4. Как вновь поступившие не рекомендуются – Василий Иванов, Иван Изотов, Степан Ефимов, Евдоким Сергеев, Дмитрий Логинов, Фёдор Силин, Яким Андреев, Спиридон Антонов, Матвей Михеев, Надежда Иванова, Вера Фёдорова.

Этот пример корректности наставника по отношению к «вновь поступившим» вызывает искреннее уважение и возвращает вновь к столь большому списку учеников с думами о каждом из них, семье и заботах – как собрать ребёнка в школу.
         
По Новоржевскому уезду в 1869 г. о школах отчитываются два священника по Новоржевскому и Бардовскому благочиниям:
1. В г. Новоржев, приходская школа открыта городским обществом в 1843 г., расположена в доме уездного училища, содержится из городских сумм – 275 руб. в год. Обучают два учителя. Владимир Любимский из духовного звания, обучался в Олонецкой духовной семинарии, учительскую должность занимает с 21.01.1866 г., жалования 150 руб. в год, квартирные – 50 руб. Закон Божий преподаёт священник с 1845 г. Николай Юнаковский безвозмездно. Учеников в школе: 44 мальчика и 16 девочек.
2. В с. Орша, волостная школа открыта крестьянами государственных имуществ 1.10.1943 г., находилась близ Новоржева в доме волостного правления, содержалась на счёт крестьян. Учителя: с 1.11.1868 г. – Василий Хвоинский окончил курс Псковской духовной семинарии. С 9.10.1869 г. – Иван Ратьковский окончил курс псковской духовной семинарии, жалование положено 125 руб. в год при годовой квартире с отоплением. Обучалось 23 мальчика.
3. В дер. Бараново волостная школа открыта по желанию временно-обязанных крестьян в 1862 г., располагалась в доме волостного правления, содержалась на счёт крестьян. С открытия училища преподавал волостной писарь Василий Попов за жалование в 48 руб. в год. Количество учеников не доставлено.
4. В дер. Турово сельская школа открыта по приговору временно-обязанных крестьян 8.12.1867 г., помещалась в доме волостного правления, содержание от крестьян. Учителем состоял волостной писарь, бывший дворовый человек Николай Соловьёв. О количестве учеников сведений не доставлено.
5. В с. Ладино сельская школа открыта по постановлению Новоржевского земского собрания 12.12.1868 г., располагалась при церкви на земле и доме, купленными земством для школы, содержание в 250 руб. Учителями состояли: с 17.12.1868 г. Иван Ратьковский, с 9.10.1869 г. – Василий Хвоинский, жалования получал 15 руб. в месяц, пользуясь квартирой, отоплением, освещением и прислугою. Учеников в школе 38 мальчиков.
6. В с. Аксёново школа открыта земством в 1869 г., содержалась на его счёт, об учителе сведений не доставлено, учеников в школе – 40 мальчиков и 2 девочки.

Из перечисленных выше неполных сведениях мы можем узнать, что из 6 школ: одна городская, 1 – государственных имуществ, 2 – земских и 2 – по желанию самих крестьян; в 2-х - преподают писари, в 3-х- духовного звания;   наибольшее количество учеников 60 в городской школе и 42 в Аксёновской; в 3х школах обучались девочки. Ни одного слова о принадлежности к церковному ведомству – только преподаватели.
         
Ведомость о сельских училищах Новоржевского уезда за первую половину 1878 г.  В названии документа нет обозначения «церковно-приходская» школа.  Из Ведомости видно, что только 2 школы: Добрывицкая и Барутская являются церковно-приходскими, открытыми в 1876 и 1877 гг.:
1. В дер. Плёссы школа открыта 10.10.1860 г., содержалась за счёт средств Захонского волостного правления, учеников - 32 мальчика и 2 девочки. Учителями служили: Иван Павловский, уволенный с 3-го курса Псковской духовной семинарии; законоучитель – священник церкви пог. Плёссы Иван Колюковский.
2. В с. Ашево школа открыта 22.03.1864 г. Новоржевским земством, учеников - 49 мальчиков и 8 девочек. Учителями служили: Николай Щукин, окончивший курс псковско учительской семинарии, Софья Ниловна Жданова – Псковская женская гимназия, законоучитель – Ашевский священник Иоанн.
3. В с. Бежаницы школа открыта Новоржевским земством 11.12.1870 г., учеников - 86 мальчиков и 11 девочек. Учителями служили: Пётр Привалов стипендиат земства, окончил курс Новоржевского уездного училища, Фёдор Авдеев окончил курс учительской семинарии, законоучитель – Бежаницкий священник Николай.
4. В дер. Марыни школа открыта помещиком Петром Илларионовичем Чихачёвым 28.11.1871 г., учеников – 45 мальчиков и 5 девочек. Учителями служили: Василий Голубев стипендиат земства, окончил Новоржевское уездное училище; Алексей Невдачин уволен с 4-го курса Псковской духовной семинарии; законоучитель – Марынский священник Гавриил Черепнин.
5. В дер. Добрывичи школа открыта 24.11.1876 г., помощь в учебниках от уездного земства, учеников – 25 мальчиков и 1 девочка. Учитель и законоучитель Михаил Гллиберский священник церкви пог. Добрывичи.
6. В дер. Баруты школа открыта 25.11.1877 г., помощь в учебниках от уездного земства, учеников – 54 мальчика и 4 девочки, учитель и законоучитель – Пётр Щёкин священник церкви пог. Баруты.

Содержание школы получают в основном от Новоржевского земства, Марынская – частное содержание от местного помещика, в последующие годы станет земской с названием «Чихачёвская I». Обучается всех учеников 322, из них мальчиков 291 и девочек 31, что составляет 10% от всех учеников. Наиболее многочисленные школы по ученикам: Бежаницкая – 86 учеников и Барутская – 54 ученика. Преподаванием занималось 13 человек, из них законоучителей – 6, учителей – 6 и учительниц – 1. Все учителя с хорошим образованием: из 6 учителей 2 - стипендиаты земства, выпускники Новоржевского уездного училища, 2 – выпускники Псковской учительской семинарии, 2 – духовной семинарии, учительница получила классическое образование, законоучителя священники приходов, где расположены школы.
            
Годами позднее, в 1881 г., в годовом отчёте о состоянии начальных училищ Псковской губернии за 1880 г. о Новоржевском уезде: 
1. Сельская школа обоего пола – 8 на 1 января 1880 и 1881 гг.
2. Церковно-приходских школ – 1 на 1 января 1880 г.
3. Число учеников всего – 471 на 1 января 1880 г., и 528 на 1 января 1881 г.
4. Средства содержания от земства – 5 954 руб. 02 коп на 1 января 1880 г.
5. Пожертвования – 562 руб. 20 коп. на 1 января 1880 г.

«Закрыта для реформирования: церковно-приходская Вехнянская – по заявлению законоучителя (он же учитель) этой школы священника Гиацинтова – по недостатку времени для постоянных занятий в школе, а потому он не собирал учащихся на 1880-1881 учебный год».  Вероятно, упомянутая школа была открыта до того в 1878-1879 учебном году.
           
К моменту утверждения Правил церковно-приходских школ 1881 г. в Новоржевском уезде из церковно-приходских школ только Барутская. К концу 1889 г. картина резко изменяется. Вестник Псковского Губернского Земства 1890 г. публикует отчёты уездных земств по народному образованию. 

Церковно-приходские школы Новоржевского уезда 1889 г.:
1. Барутская, открыта 1883 г., учеников – 64 мальчика и 5 девочек; законоучитель – священник Пётр Щёкин окончил духовную семинарию; учитель – псаломщик Никандр Пятницкий с января 1888 г., окончил духовную семинарию.
2. Аполинская открыта в 1884 г., учеников – 8 мальчиков и 2 девочки; законоучитель – священник Иосиф Савицкий с 1884г., окончил курс духовной семинарии; учитель – сверхштатный псаломщик Виктор Головацкий с 1884 г., их духовного училища.
3. Михеевская открыта в 1884 г., учеников – 18 мальчиков и 1 девочка; законоучитель и учитель – священник Иоанн Жадрицкий с 4 августа 1887 г., окончил курс духовной семинарии.
4. Столбушинская открыта в 1884 г., учеников – 29 мальчиков и 6 девочек; законоучитель и учитель – священник Нил Сигорский с 15 октября 1884 г., окончил курс духовной семинарии.
5. Добрывическая открыта в 1885 г., учеников – 10 мальчиков и 1 девочка; законоучитель – священник Михаил Голиберский, окончил курс духовной семинарии; учитель – диакон Иоанн Березский не окончил курс духовной семинарии.
6. Удовская открыта в 1885 г., учеников 12 мальчиков и 2 девочки; законоучитель – Иоанн Веденский с октября 1886 г., окончил курс духовной семинарии; учитель – псаломщик Фёдор Ильинский с октября 1886 г., не окончил курс духовной семинарии.
7. Вехнянская открыта в 1886 г., учеников – 18 мальчиков; законоучитель и учитель Василий Гиацинтов с 3 октября 1886 г., окончил курс духовной семинарии.
8. Барановская открыта в 1887 г., учеников – 17 мальчиков и 2 девочки; законоучитель – священник Иоанн Щукин с 23 октября 1887 г., окончил курс духовной семинарии; учитель – Никандр Щукин с 23 октября 1887 г., окончил курс учительской семинарии.

С 1883 по 1887 гг. открыто 8 школ, обучалось 195 учеников, из них 176 мальчиков и 19 девочек. Из 13 преподавателей: 7 священников, 1 диакон, 3 псаломщика, 2 особых учителя; по образованию – 9 со средним и 4 с низшим.
          
В отчёте дана характеристика деятельности некоторых учителей: «Законоучитель – учитель Вехнянской школы Василий Гиацинтов с 1886 г. содержит школу в своём доме и на свои средства, при незначительной помощи от епархиального училищного совета, и, начиная с 1887 г., сделал три выпуска весьма успешно подготовленных учеников, из которых 27 удостоены получения свидетельств. Законоучитель – учитель Столбушинской школы священник Нил Сигорский, который один, не смотря на обязанности приходского священника, настолько успешно ведёт дело обучения, что с 1887 г. ежегодно делает выпуски весьма удовлетворительно подготовленных учеников, из которых 15 удостоены свидетельств. Законоучитель – учитель Михеевской школы Иоанн Жадрицкий, а также Барутской, Удовской и Добрывической школ, как трудящиеся с особенным успехом».
          
Об учебниках и письменных принадлежностях в школах сообщается: «…высылаются из епархиального училищного совета, все школы снабжены ими в достаточном количестве. В некоторых школах, как например Аполинской, Удовской, Барутской, Барановской учебники употреблялись неодобренные объяснительными записками к программам церковно-приходских школ: «Родное слово» Ушинского и «Арифметика» Евтушевского, которые подлежат исключению из числа учебных руководств. Во всех школах учебниками и письменными принадлежностями ученики снабжены безмездно». 

Оценка помещений школ такова: 
1. в собственных домах – Михеевская, Барановская и Барутская,
2. в частных безмездно – Вехнянская в доме учителя Гиацинтова, Удовская в доме купца Пожинского, Аполинская в доме законоучителя священника Савицкого, Столбушинская в доме законоучителя священника Сигорицкого,
3. в церковной сторожке – Добрывическая,
4. удобными были – Вехнянская, Барановская, Удовская и Столбушинская.

Средства содержания школ были следующими:  
1. на средства учителей – Аполинская, Вехнянская и Столбушинская,  
2. отапливалась родителями учеников, учитель получил 40 руб. из местных средств – Барановская,
3. отапливалась от церкви – Барутская и Добрывическая.

Всего - 582 рубля 50 коп, из них, от епархиального совета на нужды употреблено 110 рублей и на вознаграждение учителей 432 руб. 50 коп».
         
Более подробно описаны успехи обучения в школах. Все школы, кроме Аполинской, отмечены «вполне» и «весьма» удовлетворительно. Окончили курс с льготными свидетельствами и свидетельствами об окончании курса, которые выдавали и девочкам: 
1. Барутская – 8 мальчиков 
2. Вехнянская – 10 мальчиков 
3. Добрывическая – 3 мальчика и 1 девочка
4. Михеевская – 4 мальчика и 1 девочка 
5. Столбушинская – 2 мальчика и 1 девочка
6. Удовская – 1 мальчик и 3 девочки.

Как мы видим из приведённых сведений выше, выпускника 6 школ отмечены льготными свидетельствами – 28 мальчиков и 6 девочек.
            
Ученики Вехнянской, Барутской, Добрывической и Столбушинской школ принимали участие в чтении и пении на клиросе в церкви. Стройное пение и внятное чтение в церкви учеников Столбушинской школы и прислуживание их в алтаре со времени открытия школы, с 1884 г., благотворно влияет на прихожан, привлекая их в большем и большем количестве к богослужению. Такая хорошая постановка пения в этой школе объясняется тем, что священник Сигорицкий, по общему соглашению со штатным псаломщиком, диаконом Заклинским, нанимают для обучения учеников пению и руководства их при богослужении штатного псаломщика, уплачивая ему ежемесячно из кружечного дохода часть, равную части штатного псаломщика. Пример достойный подражания и особого внимания.
           
Ученики всех школ посещали храм Божий во все воскресные и праздничные дни   все были у исповеди и Святого причастия. Ученики Столбушинской школы, под влиянием законоучителя-учителя священника Сигорицкого, исповедовались и приобщались Святых Христовых Тайн три раза в год».

Кроме церковно-приходских школ, при церкви были и школы грамоты:
1. Пог. Апросьево открыто в 1876 г. в доме священника; учеников 6 мальчиков и 2 девочки. Законоучитель – священник Василий Цветков с 1876 г., окончил курс духовной семинарии; учитель – Василий Цветков с 10 декабря 1889 г., из духовного училища.
2. Дер. Нешино пог. Стехново открыто в ноябре 1887 г. в доме учителя, учеников – 8 мальчиков. Учитель – Прокофий Сельвёрстов с 14 декабря 1887 г., запасной унтер-офицер с домашним образованием.
3. Пог. Посадниково открыто 15.11.1888 г. в доме учителя, учеников – 10 мальчиков и 4 девочки. Учитель – Василий Горностаев с 1888 гг, псаломщик диакон из духовного училища.

С 1876 по 1888 гг. открыто 3 школы грамоты, учеников – 24 мальчика и 6 девочек. Преподавали 4 учителя: 1 священник, 1 псаломщик, 2 особых учителя; по образованию – 1 со средним, 2 – низшим, 1- домашним.
            
Каково было содержание этих школ? Как видим из таблицы помещались они в домах учителей. «Учитель Сильвёрстов получал от родителей учеников по 2 рубля в зиму, всего приблизительно 20 рублей в год, Горностаев таким же образом 30 рублей, священник Цветков содержал на личные средства. Итого из местных средств употреблено на школы 50 рублей, от Епархиального училищного совета на нужды школ 15 рублей на вознаграждение учителей 65 рублей, всего же из разных источников 130 рублей». 
            
О результатах обучения записано: «Успехи обучения в школах Нешинской и Апросьевской удовлетворительны. Ученики Апросьевской школы принимали участие в чтении и пении на клиросе в церкви. На испытание учеников Посадниковской школы наблюдатель не был приглашён, а посему оценки успехов обучения не мог сделать. Учение в этой школе прекращено преждевременно по случаю выбытия прежнего законоучителя священника в другой приход. Славянскому чтению ученики не обучались. В Вехнянской церковно-приходской школе в воскресные и праздничные дни учитель Гиацинтов вёл занятия с взрослыми, но относительно порядка ведения их наблюдатель не сообщил, ни каких сведений».
 
Там же в отчёте читаем: «В составе уездного отделения епархиального училищного совета в 1889 г:
– Председатель – благочинный, протоиерей Николай Юнаковский.
– Члены: священники Николай Лавров Николаевской церкви г. Новоржева, Пётр Щёкин погоста Баруты; инспектор народных училищ статский советник Герман Андреевич Серебрянников, учитель-инспектор городского училища коллежский асессор Николай Петрович Аполонов, непременный член уездного по крестьянским делам присутствия коллежский асессор Николай Петрович Елагин.
– Наблюдатели за школами: священники погостов Сторожня – Иоанн Вознесенский, Ашево – Иоанн Сырохнов, Столбушино – Нил Сигорицкий, Апросьево – благочинный Василий Цветков.   
           
Школы были посещены наблюдателями и некоторыми по несколько раз в году, Аполинская посещалась 7 раз, Столбушинскую школу посетил благочинный».
        
Автор Отчёта делает вывод: «Население сего уезда менее оказывает содействие церковно-приходской школе, чем в прочих уездах. Объясняется это бедностью прихожан и недостаточным пониманием пользы обучения; их общественными взносами на земские школы, при которых плата за церковно-приходскую школу для них обременительна; а также недостаточным влиянием членов причта на местное население с целью пробудить сочувствие и содействие школе. Это зависит от разных причин: от бедности самих членов причта, заставляющих их уделять свободное время на занятие хозяйством, от старости, при которой школьный труд для них весьма тяжёл».
          
Через 10 лет в 1898 г. публикуется отчёт о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Псковской епархии за 1896-1897 учебный год». Из 376 приходов епархии (в Новоржевском 34) церковно-приходские школы имеются лишь в 161. «…одна из причин – нежелание крестьян нести двойные расходы, - о чём отмечалось выше в Отчёте по Новоржевскому уезду, - при открытии церковной школы крестьяне, обучающие в них своих детей, несут тот или иной денежный расход, но в то же время не освобождаются от взносов на земские школы, хотя там своих детей не обучают.  Не малое значение в деле неустройства церковных школ имеет некультурность и невежество ближайших народных правителей – волостных старшин, которые в большинстве случаев весьма равнодушно смотрят на дело народного образования и даже видят в нём нечто для себя постороннее, не входящие в их прямые обязанности. Однако, церковная школа с каждым годом растёт и крепнет и, по милости Божией, при энергичной деятельности руководителей приобретает всё больше сочувствия местного населения». 

Обратимся к сведениям за три учебных года по Новоржевскому уезду: 
1. Количество школ: 1895-1896 гг. – 15, 1896-1897 гг. – 19, 1897-1898 гг. – 20;
- церковно-приходских - 1895-1896 гг. – 13, 1896-1897 гг. – 17, 1897-1898 гг. – 18;
- школы грамоты - 1895-1896 гг. – 3, 1896-1897 гг. – 2, 1897-1898 гг. – 2;
2. Число учащихся: 1895-1896 гг. – 533, 1897-1898 гг. – 726;
- мужского пола - 1895-1896 гг. – 437, 1897-1898 гг. – 612;
- женского пола - 1895-1896 гг. – 96, 1897-1898 гг. – 114.

Если сравнить сведения школ прошлых лет, то видим, что рост числа школ динамичен от 9 к 15, как и количество учеников от 64 к 533, хотя больным вопросом остаётся обучение девочек, где виден явный прогресс от 12 к 96 ученицам. 
        
В Отчёте отмечено изменение отношения местного населения к вопросу церковной школы. О Новоржевском уезде читаем: «крестьянин Новоржевского уезда Пётр Савельев на свои средства устроил новое здание для помещения школы; церковный староста погоста Бараново новоржевский купец Ф.И. Полудёнов из своих средств употребил более тысячи рублей на возведение нового здания и его благоустройства».
          
Для большего привлечения в церковно-приходскую школу в Отчёте читаем: «почти каждый заведующий школой признаёт необходимым совершенно бесплатно давать ученикам в пользование учебные книги и учебные пособия. Епархиальный училищный совет, понимая нужды школы и в облегчение родителей учащихся, приняло решение, чтобы 2/3 отпущенных учебников давались учащимся бесплатно и взималась плата только за 1/3 их».  
        
В конце обширного анализа деятельности губернии на почве народного образования автор указывает: «Проходит лет 15-20 и бывшие хорошими учениками в школах выпускники в большинстве случаев забывают не только писать, но даже и читать. Во избежание такого печального явления и нежелательного его повторения и в нашей церковно-приходской школе необходимо устроить библиотеку книг для внеклассного чтения и тем поддерживать связь народа со школой. Для содействия религиозно-нравственному воспитанию народа и поднятию авторитета церковной школы необходимо завести при каждой церковной школе воскресные и праздничные чтения». Здесь же автор полемизирует сам с собой: «Всё это может быть и верно, но крайне скудно».      
         
Уездное земство принимает участие в жизни церковно-приходских школ, что видно из документов 1902 г.: «в 1889-1901 учебном году в Новоржевском уезде 21 церковно-приходская школа и 2 грамоты. Уездное земство оказывает им пособие в размере 750 рублей. Но управа находила это пособие недостаточным и просила увеличить его до 1500 рублей, которые главным образом должны пойти на увеличение содержания учителей». 
         
В селениях бывшего Островского уезда, ныне Новоржевского, в конце 1880-х и 1890-х годах отмечено несколько церковно-приходских школ:
1. Дер. Воробьёво – открыта в 1894 г., учеников в 1907-1908 гг. – 30 мальчиков и 19 девочек, окончили обучение в 2 мальчика и 2 девочки.
2. Дер. Яковлевское – открыто в 1897 г., учеников – 21 мальчик и 10 девочек, окончили обучение – 6 мальчиков и 1 девочка.
3. Пригород Выбор – открыто в 1898 г., учеников – 27 мальчиков и 9 девочек, окончили обучение 5 мальчиков.
4. Дер. Крекшино школа для девочек открыта в 1899 г., обучалось – 15, окончили – 3 
5. Школа грамоты в дер. Пальниково открыта в 1884 г., в 1902 г. соединена с Яковлевской школой грамоты. Сколько обучалось в них учеников – сведений не доставлено.
        
По утверждённому в 1896 г. «Положение об управлении школами церковно-приходскими, грамоты ведомства православного вероисповедания», которое состоит из 47 пунктов  создавались Уездные отделениям епархиальных училищных советов, где подробно описаны их права, обязанности и действия.  В  Памятной книжке Псковской губернии начинают публиковать  списки нового общественного учреждения. 
       
За 1897-1901 гг. состав Новоржевского отделения епархиального училищного совета не изменен:
– Председатель – священник Никольской церкви г. Новоржев Николай Александрович Лавров.
– Члены по должности: благочинные, земские начальники, от Министерства Народного просвещения – инспектор А.А. Ильинский. 
– Постоянные члены: священники города И.Г. Виноградов и П.А. Колиберский, погостов Баруты П.Н. Щёкин, Аксёнова – Л.И. Дегожский, Ратькова – А. Добрянский, Кудеверя – А.В. Архангельский; председатель земской управы П.П. Елагин и член земской управы М.И. Невленинов.  
          
После принятия в 1902 г. к исполнению новых Правил церковно-приходской школы общественные деятели провинции надеялись на лучшие изменения в деле народного учебного образования. Уездные епархиальные советы расширены по составу, предоставлено больше прав и возможностей по расширению в количественном и качественном составе церковно-школьного дела в уезде: бессменным председателем станет священник городской Никольской церкви Михаил Петрович Закураев; членами совета – уездные и губернские общественные деятели дворяне действительный статский советник Лев Леонидович Львов, Николай Иванович Дерюгин, до своей кончины не уйдёт Пётр Петрович Елагин, прослуживший 33 года председателем уездной управы; служащий управы губернский секретарь Михаил Иванович Невленинов, благодаря перу которого мы знаем о жизни уездного городка из периодической печати конца XIX начала XX вв.; городской голова, личный почётный гражданин, купец Георгий Викторович  Карандашев; бессменный делопроизводитель совета священник Павел Александрович Колиберский; земские начальники, благочинные, от Министерства Народ. Просвещения.  
          
Перед нами перечень церковно-приходских школ за 1904-1905 учебный год, где формирование информации построено совсем иначе, чем в предыдущие годы: разделение на второклассные учительские и одноклассные церковно-приходские с указанием волости, количеством учащихся на 1 января 1905 г. и окончивших курс в 1905 г.:
1. Второклассная учительская пог. Баруты Гривинской волости, обучалось 10 мальчиков, никто не окончил данный курс.
2. Одноклассная церковно-приходская пог. Ашево Горской вол., учеников 27 мальчиков и 16 девочек, окончили курс 3 мальчика и 4 девочки. 
3. пог. Бараново, Барановской вол., учеников 25 – 11, окончили 5 – 2; 
4. пог. Бежаницы, Бежаницкой вол., учеников 29-13, окончили 2 – 2;
5. пог. Вехно Посадниковской вол., учеников 43 – 6, окончили 7 – 2; 
6. пог. Добрывичи Новинской вол., учеников 43 – 9, окончили 9 – 3;
7. пог. Духново Духновской вол., учеников 24 – 10, окончили 5 – 1;
8. пог. Жадрицы Жадрицкой вол., учеников 46 – 16, окончили 4 – 2;
9. пог. Клишковичи Аполинской вол., учеников 33 – 8, окончили 5 – 2; 
10. пог. Кудеверь Кудеверской вол., учеников 51 – 9, окончили 9 мальчиков;
11. пог. Кунино Духновской вол., учеников 56 – 7, окончили 10 – 2; 
12. пог. Лобно Аксёновской вол., учеников 37 – 16, окончили 5 мальчиков;
13. пог. Михеево Посадниковской вол., учеников 38 – 10, окончили 10 мальчиков;
14. пог. Новое Новинской вол., учеников 47 – 13, окончили 9 – 2;
15. с. Ново-Усадище Аполинской вол., учеников 61 – 20, окончили 7 – 5; 
16. пог. Плёссы Захонской вол., учеников 21 – 1, окончили 2 мальчика;
17. пог. Ратьково Аксёновской вол., учеников 50 – 13, окончили 7 мальчиков;
18. пог. Стехново Стехновской вол., учеников 12 – 4, ученики III отделения оставили посещение школы;
19. пог. Сторожня Оршанской вол., учеников 34 – 8, окончили 6 мальчиков;
20. пог. Столбушино Жадрицкой вол., учеников 28 – 7, окончили 7 мальчиков;
21. пог. Уда Горской вол., учеников 16 – 10, окончили 3 мальчика;
22. пог. Хряпьево Туровской вол., учеников 45 – 4, окончили 10 мальчиков;
23. пог. Юшково Горской вол., учеников 17 – 12, открыта в 1904 г.;
24. Школы Грамоты. Бородинская Барановской вол., учеников 22 – 3, окончили 4 мальчика;
25. Боровская Кудеверской вол., учеников 33 – 6, окончили 2 мальчика;
26. Васьковская Оршанской вол., учеников 31 – 10, окончили 7 – 1; 
27. Волчицкая Оршанской вол., учеников 31 – 2, окончили 4 мальчика;
28. Грибовская Оршанской вол., учеников 23 – 15, окончили 6 – 5;
29. Жарская Гривинской вол., учеников 16 – 16, школа существует второй год;
30. Запольская Новинской вол., учеников 34 – 3, школа существует второй год;
31. Мишаковская Жадрицкой вол., учеников 35 – 6, окончили 8 – 1; 
32. Сусловская Горской вол., учеников 14 – 6, с открытие в школы в дер. Юшково, за малочисленностью желающих закрыта;
33. Шабановская Новинской вол., учеников 10 – 3, по тем же причинам была закрыта, вместо неё будет открыта в дер. Марыни.

Из приведённых в таблице сведений хорошо видны положительные количественные и качественные изменения:
– Принадлежность школ волостям, а не погостам. Все 34 школы разных типов распределились по волостям: Аксёновская волость – 2 школы, Аполинская – 2, Барановская – 2, Бежаницкая – 1, Гривинская – 3, Горская – 4, Духновская – 2, Жадрицкая – 3, Захонская – 1, Кудеверская – 2, Новинская – 4, Оршанская – 4, Посадниковская – 3, Туровская – 1. 
– Появилась второклассная учительская школа в Баруте. В Псковских епархиальных ведомостях 1905г о ней сообщают: «Барутская церковная школа с 1 законоучителем и 2 учителями со средним образованием, первый преподаёт русский и славянский языки и чистописание 20 часов, второй – географию, физику, арифметику с черчением и пение – 28 часов» 
– С 1901 г. возросло количество школ церковно-приходских на 2 и грамоты – 8, в том числе 3 в Оршанской волости
– В 1898 г. – 726 учащихся и 1905 г. – 1404 во всех типах школ, за 7 лет рост составил почти в 2 раза. Девочек обучалось в 1898 г. 5-я часть от всех учащихся, в 1905 г. – 3-я часть. В 1889 г. успешно выдержали испытания 46% учеников, в 1905 г. – 68%.        
        
Из статьи Вестника Псковского Губернского Земства 1905 г. узнаём, что к 1904г изменился состав учителей церковно-приходских школ Новоржевского уезда: «персонал учащих почти исключительно состоит из лиц, окончивших епархиальное женское училище и получивших там же некоторую подготовку к педагогической деятельности».       
         
Не смотря на, казалось бы, положительные изменения в жизни церковных школ, в Докладе Новоржевской уездной земской управы очередному земскому собранию 1905 г. сделан  анализ деятельности этих учебных заведений: «О школах церковно-приходских и школах грамоты приходится сказать, что если в некоторых из них дело обучения поставлено более или менее удовлетворительно, но встречаются и такие, в которых оно поставлено совсем плохо. Причины, почему церковные школы уступают не только земским, но и министерским, разнообразны, о них неоднократно упоминалось в прежних докладах Управах:
1. неудовлетворительные помещения, которые, впрочем, за последние годы постепенно улучшаются;
2. учителя иногда настолько плохие, что население находит бесполезным посылать детей в школы;
3. слишком большая зависимость школ от духовенства, не имеющего возможности уделить им много времени и не могущего сохранять всегда должного беспристрастия;
4. чрезмерная односторонность в программе, сводящейся главным образом к религиозно-нравственной стороне воспитания в ущерб общего развития ученика.
        
Всё это сделало церковно-приходские школы мало популярными на всём пространстве России. Вот почему Земству в его заботах о всеобщем народном обучении едва ли можно надеяться на серьёзную помощь от существования церковно-приходских школ в их настоящем виде. В нашем уезде, к счастью, во главе заведования церковно-приходскими школами стоит просвящённый и преданный своему делу человек, священник о. Михаил Закураев, благодаря чему церковно-приходские школы и школы грамоты всё-таки по мере возможности исполняют своё назначение. Зимою текущего года уничтожено пожаром недавно отстроенное здание второклассной учительской церковно-приходской школы в с. Барута. Насколько известно, школа уже больше не будет возобновляться». 
         
И далее в Докладе «…Разделение начальных школ по трём ведомствам ничего кроме вреда для дела не приносит. Передача их  всецело в руки земства вместе со всеми средствами, ассигнуемыми на их содержание, единственно правильный путь разрешения школьного вопроса и залог действительного будущего преуспевания всех школ.  Земство при всей скромности своих средств не останавливалось никогда перед расходами на начальное образование, тратя на них до 30% всего бюджета, и сумело достигнуть того, что земские школы выделяются перед школами других ведомств. Управа полагает, что собранию следует возбудить соответствующее ходатайство пред Правительством».        
          
За последующие 10 лет новоржевцы откроют 5 церковно-приходских школ. Школы грамоты ежегодно будут то открывать (Гривинская - Мыльнёво, Заселенская, Киселёвская), то закрывать (Сусловская, Шабановская, Жарская, Мишаковская, Волчицкая, Бородинская, Гривинская, Грибовская, Васьковская).  
         
До 1907 г. в городе Новоржев церковно-приходская школа отсутствовала. Хлопотами благочинного священника Никольской церкви Николая Лаврова, после двухлетней переписки с городской думой и губернатором, в 1900 г. была получена дарственная церкви «на участок  городской земли в 600 кв. саженей из земли отведённой городу по распоряжению Правительства и как не предполагаемый по плану города под застройку частными зданиями, включив в дарственную условие: ежели церковно-приходская школа не будет устроена в течении пяти лет…, то участок этот поступает обратно в собственность города».   Заведующим и законоучителем состоял священник Никольской церкви Пётр Гаврилович Холмский; учителями служили 1907 г. – Александр Васильевич Красногорский, 1911-1912 гг. Алексей Павлович Лавров, 1913-1917 гг. Елизавета Ивановна Князевская.     
         
С 1845 г. по 1914 г. делу просвещения в церковно-приходских школах служили 157 священноцерковнослужителей и светских учителей. Много это или мало, судить сложно, но эти люди не смотря на материальные сложности, строжайшую регламентацию и контроль несли в народ лучики грамотности, расширяя кругозор крестьянина, городского обывателя их детям, предоставляя возможность познавать совсем иную жизнь. Из них: 62 священника, 7 дьяков, 4 псаломщика, 26 учителей и 58 учительниц.  
        
Уважение вызывает деятельность на поприще народного просвещения священноцерковнослужители:  
Юнаковский Николай Иванович протоиерей Никольская церковь г. Новоржев, 45 лет преподавал в учебных заведениях города, избирался общественностью членом комитета общественного здравия, уездного училищного совета и губернского статист. отделения, гласным уездного земского собрания и городской думы,  имел многочисленные награды. 
Щёкин Пётр Николаевич священник Барутской церкви, 45 лет по народному образованию, член епархиального училищного совета, награждён золотым наперсным крестом.  
Печанский Николай Платонович протоирей пригорода Выбор 42 года служения просвещения населения Островского уезда. 
Великотный Василий Иванович протоирей, на ниве просвещения 39 лет, организатор первых чтений с туманными картинками в Ашево. 
Сигорский Нил Касимович священник пог. Столбушино 34 года прослужил на ниве просвещения. 
Жадрицкий Иоанн Стефанович в течение 30 лет безвозмездно преподавал в школах уезда.  
Спасский Владимир Петрович прослужил 28 лет в одном приходе и школе. 

По 27 лет - Дубровский Пётр Ефимович в пог. Гривино и ближние школы, имел награды по духовному и гражданскому ведомствам, духовенством округа выбран депутатом на епархиальные съезды 1905 и 1914 гг.; Троицкий Иоанн Иоанович последний священник Никольской церкви города имел награды по духовному ведомству, умер в 1945 г.; Холмский Пётр Гаврилович священник преподавал в школах губернии. 
Цвенёв Николай Иванович священник пригорода Выбор прослужил 25 лет, расстрелян в новое время.

Более 25 лет состоял председателем уездного отделения епархиального училищного совета Лавров Николай Александрович, священник городской церкви, учитель школ города, юбилей его священнического служения широко отмечался городскими властями. 
Закураев Михаил Петрович с 1907 г. священник городской церкви и учитель, уездный наблюдатель, председателем уездного отделения епархиального училищного совета до 1917г, много сделает полезного для развития деятельности церковно-приходских школ уезда, что неоднократно отмечено в отчётах уездной управы о просвещении населения. 

Наибольшее количество преподавателей прослужили по 2 и 4 года. В основном, заступившие на службу в период 1911-1913 гг., когда открывали большое количество школ. Учителя и учительницы, работавшие в церковно-приходских школах с 1905 г., чаще были выпускниками епархиальных училищ Порхова и Пскова, женских прогимназий Новоржева, Порхова и Великих Лук.   

Бессменно в своих школах служили: 8 лет - Спасская П.Е пог. Стехново, Стёховская Н.Е. пог. Сторожня, Суворова А.В. пог. Столбушино, Созонова О Боровско-Апросьевская школа грамоты; 10 лет - Полистовская Е.Н. пог. Вехно, Скоропостижная Н.И. д. Ново-Усадищенское, Успенская М.М. Кунино, Кляровская М.М. пог. Новое, Трувер А.И. д. Бор пог. Кунино; 18 лет - Антонова Н.Е. д. Васьково-Иглино. 
           
С тем же стажем, но в разных школах уезда служили: 10 лет – Князевская Елизавета Ивановна, сёстры Лавровы Елизавета и Христина Владимировны, Лебедева Антонина Николаевна, Синайская Мария Николаевна; 15 лет - Томилина В.И. пог. Жадрицы в 1928 г. одна из первых учителей нового времени награждена правительственной наградой; 18 лет - Васильева Елена Васильевна; 33 года Матвеев Георгий Матвеевич.
        
По Новоржевскому уезду удалось установить имена трёх учителей, удостоенных медали в честь 25-летия церковно-приходской школы:
Антонов Макарий Антонович – учитель родился 16 января 1883 г., из крестьян. Окончил образование на звание учителя при Новоржевском 4-х классном городском училище в октябре 1909 г. До того 7 лет - учитель Васьковской церковно-приходской школы. С 1 октября 1909 г. учитель Васьковской земской школы, позднее имевшей название Васьково-Иглинская. Имел на иждивении отца, жену и 2-х детей, жалование получал 360 рублей. 13 мая 1913 г. земской управой командирован на курсы в Псков, выдержал специальный экзамен на звание народного учителя с 10-летни стажем. В 1917 г. призван в Действующую армию 59 пехотную дивизию 234 Богучарский полк полковую канцелярию.  
Антонова Надежда Ефимовна – учительница родилась 5 сентября 1883 г., из крестьян. В июне 1900 г. окончила курс Псковского епархиального училища. 1900-1911 гг. церковно-приходская Васьковская школа, 1914-1917 гг. Васьково-Иглинское земское училище. Имела дочь. 
Сырохнов Сергей Иванович – дьякон церкви пог. Добрывичи, учитель церковно-приходских школ Горской вол. пог. Уда 1905-1907 гг., с. Ашево 1911-1912 гг. и Ратьково 1911-1914 гг.; законоучитель земского училища ст. Чихачёво 1915г. 
       
Вступление России в боевые действия Великой войны 1914 г., негативно отозвалось на деле народного обучения. Сокращается ассигнование содержания церковно-приходских школ: в Новоржевском уезде на школу оставлено по 500 рублей на год, запланировано на 1916 г. - 725 рублей, урезана практически третья часть.  

Нужно отдать должное уважение новоржевцам за высокое чувство долга служения народному просвещению в это тяжёлое время; учительница Жадрицкой церковно-приходской школы Ольга Илларионова 17 августа 1917 г. пишет заявление в земскую управу: «Наступает учебный год, а заниматься в прежнем помещении нельзя, т.к. оно требует большого ремонта. В виду этого, я предлагаю свой дом весь, состоящий их 3-х комнат, под школу, на условиях какие мне предложит Управа, чтобы занятия в этом году не были прерваны, а набор школьников будет большой». 
        
В Новоржевскую земскую управу приходит Прошение от учителя Ашевской церковно-приходской школы Анатолия Князевского: «В настоящее время я состою в чине солдат 5 роты 66 пехотного Бутырского полка. Культурно-просветительским кружком полка я приглашён в качестве учителя неграмотных и малограмотных солдат своей роты. В виду дороговизны книги и вообще учебных принадлежностей, в то же время имея мало средств на их приобретения, я обращаюсь к вам с просьбой удовлетворить нужды нашего кружка книгами. Обучающие солдаты у нас разделены на 2 группы: неграмотных и малограмотных приблизительно по 25 человек в каждой группе. Если возможно, то нельзя ли прислать по 25 экземпляров книг: букварей, хрестоматий для чтения с учениками 2 отделения, руководство Некрасова I и II выпуски, каких-либо задачников. Желательно получить книги хотя подержанные, но по возможности со всеми страницами. За исполнение настоящей просьбы от нашего кружка наперёд приношу сердечную благодарность. Адрес для посылки: Действующая Армия, 66 пехотный Бутырский полк Командиру 5 роты для культурно-просветительного кружка». 
  
Список церковных школ и количество учителей в них на 1 января 1917 г.: г. Новоржев Николаевская – 1 учитель, Барановская – 1, Барутская – 1, Бежаницкая – 1, Бибиревская – 1, Ботвинская – 1, Вехнянская – 2, Добрывическая – 2, Духновская – 1, Жадрицкая – 2, Клишковическая – 1, Кудеверская – 1, Куниновская – 2, Лобенская – 1, Марынская – Федорцовская – 1, Новская – 1, Ново – Усадищенская – 1, Плёсско – Овинешенская – 1, Ратьковская – 2, Стехновская – 1, Столбушинская – 1, Хряпьевская – 1, Удовская – 1, Шилово – Раковская – 1, Заселинская – 1, Васюгинская – 1, Боровская школа грамоты – 1, Кисилёвская школа грамоты – 1. 

Из сведений представленных выше видно, что в Новоржевском уезде к 1917 г. насчитывается 29 церковных школ с 34 учителями. Но к началу учебного года они могут быть не готовы, как и учителя остаться без службы. Причину установить удалось из письма Министру Народного Просвещения от 15 сентября 1917 г.: 
       
«Вследствие того, что церковно-приходские школы переданы в ведение земств, духовенство отказывается открывать в этом учебном году школы и средств не отпускают на содержание их. Новоржевское земство, обеспокоенное народным образованием и участью учащих в церковно-приходских школах, обращается к Вам с просьбой, исходатайствовать нужные средства для содержания церковно-приходских школ Новоржевского уезда. 
        
Новоржевское земство своими средствами в данное время не может содержать этих школ, т.к. земские финансы, вследствие не поступления земских сборов от владельцев и крестьян, не может даже полностью содержать свои земские школы, придётся в некоторых местах закрывать, если и впредь денежных поступлений не будет. 
        
Учебный год уже наступил, сельские работы заканчиваются и крестьянские дети свободны, то надо дать им образование, чтобы приготовить сознательных граждан, а не тёмную массу, которую могут злоупотреблять разные тёмные личности. Новоржевское Земство льстит себя надеждой, что Господин Министр Народного Просвещения придёт на помощь в этом деле и не оставит в туне возбуждённое ходатайство, чтобы возможно скорее открыть деятельность церковно-приходских школ под общим ведением Министерства Народного Просвещения». 
        
В октябре 1917 г. изменилась общественная формация государства, что неукоснительно сказалось на церковно-приходских школах. По постановлению Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению» часть церковно-приходских школ была реорганизована в светские начальные школы, другая часть осталась в истории.  Церковносвященнослужители, учителя и учительницы продолжали дело просвещения и нравственного наставления, но уже каждый отдельно в своём ведомстве.