Епископ Сергий (Булатников) совершил литургию в храме святой Анастасии Узорешительницы на территории колонии №3 поселка Идрица -

Московский Патриархат
Псковская Митрополия

По благословению
Преосвященнейшего Сергия,
епископа Великолукского и Невельского
Официальный сайт

Епископ Сергий (Булатников) совершил литургию в храме святой Анастасии Узорешительницы на территории колонии №3 поселка Идрица

Опубликовано 4 января 2016 г. - 281 просмотров Епископ Сергий (Булатников) совершил литургию в храме святой Анастасии Узорешительницы на территории колонии №3 поселка Идрица

В преддверии светлых дней Рождества Христова, 4 января 2016 года, в день памяти святой Анастасии Узорешительницы, епископ Великолукский и Невельский Сергий совершил Божественную литургию в храме святой Анастасии Узорешительницы, который расположен на территории исправительной колонии №3 п.Идрица Себежского района.

Тюремные храмы - явление нынче уже привычное. Строят в зонах и часовни, организуют молельные комнаты. Даже маленький святой уголок с иконками и лампадой - утешение для заключенных.

Согласно заповеди Спасителя: "В темнице был и вы пришли ко Мне" (Мф.XXV,36). Именно эти слова Христос скажет на последнем и Страшном Своем Суде тем людям, которые оказывали помощь заключенным. И вот именно к заключенным, туда, куда сам Господь призывает верующего христианина нести свет православия, накануне Рождества Христова, в первые дни нового года, поспешил архипастырь Великолукской епархии, чтобы совершить богослужение, произнести слова духовного назидания, поддержать и поздравить с грядущими праздниками. Одна из важных задач Церкви - пробудить в душе всех заблудших, оступившихся, надежду на спасение, внушать, что никто не потерян для Бога, даже если общество считает его потерянным. Если же церковнослужителям удалось смягчить чьи-то страдания, поддержать кого-то в минуты отчаяния, то можно считать, что его скромный труд оправдан.

Епископу Сергию сослужили Благочинный Невельского церковного округа протоиерей Петр Нетреба, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери иерей Виталий Николаев, настоятель Никольского храма деревни Зародище Себежского района протоиерей Владимир Пурин. Диаконский чин возглавил иеродиакон Андрей (Парфенов). Песнопение Божественной литургии исполнил хор кафедрального собора г.Невель под управлением матушки Марины Нетреба.

В последнее время в местах лишения свободы отношения между осужденными, религиозными организациями и администрацией развиваются и принимают все более устойчивый характер. Во многих тюрьмах появились церкви, часовни и молитвенные комнаты. Священники посещают заключенных, проповедуют Евангелие, совершают богослужения и поддерживают заключенных в несении такого тяжкого жизненного креста - тюрьмы. В Великолукской епархии подобное явление не исключение.

Долгое время о совместной деятельности работников тюрем и представителей Церкви не приходилось даже думать. В настоящее время приобретают особую ценность те добрые отношения, которые начинают возникать между ними. Радостно видеть, как после стольких лет открытых гонений на всякую религию в России, руководители тюремной системы не только идут навстречу Церкви, но и признают важнейшую Ее роль в деле исправительного воздействия на людей, оказавшихся за решеткой. Храм, который находится в ИК №3 п.Идрица построен 15 лет назад по инициативе руководства исправительного учреждения. Ранее храм посещал митрополит Псковский и Порховский Евсевий - глава Псковской митрополии и совершил молебен, встречался с руководством колонии, общался с заключенными. А литургия архиерейским чином совершилась только спустя 15 лет.

За год с момента воссоздания Великолукской епархии колонию в п.Идрица епископ Сергий посещает второй раз. Впервые владыка был здесь в дни Светлой Седмицы в апреле 2015 года. И именно в эти дни владыка Сергий выразил желание совершить Божественную литургию на храмовый престольный праздник, который выпадает на 4 января.

Разделить радость молитвенного общения, причаститься Святых Христовых Таин пришли десятки заключенных. После литургии каждый из них из рук владыки получил небольшой подарок ко дню Рождества и святительское благословение. У стен храма все участники богослужения сфотографировались и смогли лично пообщаться с владыкой, услышать ответы на свои вопросы.

В своем архипастырском слове после литургии владыка Сергий кратко рассказал житие святой Анастасии. Призвал не унывать, стремительными шагами идти к исправлению своих недостатков, строго соблюдать режим исправительного учреждения, терпимее относиться к немощам окружающих, молитвенно обращаться к святой Анастасии Узорешительнице за духовной помощью в минуты отчаяния, душевных переживаний.

Часто можно встретить, что тюремные храмы устраивают во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Удивительного здесь ничего нет. Именно она, Анастасия Узорешительница, очень давно, ещё в первые годы христианства, взяла на себя подвиг помогать узникам, томящимся в заключении. Происходила подвижница из Рима, была насильно выдана замуж за язычника. Но с помощью вымышленной болезни сохранила девство ради небесного Жениха – Христа. Узорешительница - слово редкое и красивое. Есть в нём какая-то тишина, неприметность - обязательные условия христианского подвига. Святая Анастасия и жила так раздавала милостыню бедным, скрываясь от чужих глаз, навещала узников, тихим, но твёрдым словом укрепляла их дух. Было у Анастасии Узорешительницы и ещё одно богоугодное дело: она по-христиански погребала останки казнённых мучеников. Узнали об этом язычники. Анастасия была схвачена и предана огню. Произошло это 1700 лет назад. "Испроси нам оставления согрешений наших", - просим мы в молитве к святой Анастасии. И в тысячах тюремных храмов к её иконе припадают люди, вымаливая себе прощение и - надежду.

В жизни каждого верующего христианина Церковь безусловно занимает важнейшее место, и таинства церковные сопутствуют христианам в течение всей жизни - и в рождении и в смерти, и в труде и в семейной жизни, и в болезни и в заключении - во всех жизненных обстоятельствах Господь через Церковь освящает и премудро устраивает нашу жизнь. Неверующему человеку трудно усмотреть Промысл Божий в судьбах людей, попавших в заключение, но сами заключенные, пришедшие к Богу в тюрьме, проведя там долгие годы и даже десятилетия, признаются сами себе, что в них действительно проявилась Премудрость Божия, могущая обратить даже самых больших грешников к покаянию. Чем серьёзнее в нашей жизни испытания, тем чаще мы спешим с молитвенным обращением к Богу. Тюрьма - испытание такое, что куда уж серьёзнее. На свободе предостережения, увещевания, слёзы родных не задевают заблудшие души. А в тюрьме человеческая душа может затрепетать живой болью, болью радостной, потому что раз болит, значит, может исцелиться. В каждом человеке запечатлен образ Божий, заложено доброе начало, и душа каждого человека "по природе своей христианка".

Вместе с искоренением православной веры, в народе искоренялась и сама мысль о милосердии к заключенным. В дореволюционные времена никто в России после поста не начинал разговляться, не отнеся передачи безымянным арестантам на общий тюремный котел. Несли рождественские окорока, пироги, кулебяки, куличи. Какая-нибудь бедная старушка - и та несла десяток крашеных яиц, и сердце ее облегчалось. Свобода - самая большая ценность для заключенных. Именно со свободой связаны все мысли, все надежды, все мечты. Это чувство - желание свободы - делает близкими преступников и христиан. Ведь самой большой ценностью для христиан является именно свобода - свобода во Христе, освобождение от греха, от смерти. Поэтому только обращение преступников - заблудших грешников к Богу, может дать им возможность прежде всего внутреннего освобождения от своих пороков, и преображения своей жизни во Христе. Не говоря уже о том, что именно вера помогает пройти человеку через тяжелейшее жизненное испытание, которым является тюремное заключение - испытание, от которого, как известно, никто из людей не застрахован. В условиях изоляции от общества происходит наиболее обостренное восприятие основных смыслообразующих вопросов: жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, греха и раскаяния и т.д. Духовно-нравственное воздействие религии на человека велико, а в условиях изоляции мест лишения свободы приобретает еще большее значение в силу целого ряда обстоятельств. И прежде всего, благодаря психотерапевтической функции религии: ее способности утешить, смягчить стрессовое состояние, выступать моральным стимулятором раскаяния. Не случайно понятие "пенитенциарное учреждение" от латинского penitencia - покаяние.

Для обычного человека, никогда реально не сталкивавшегося с тюрьмой, слово "тюрьма" ассоциируется с большим количеством заключенных - уголовников, с внутренним беспределом, с тяжелыми условиям жизни. Все это верно, и значит верно и то, что такой обычный человек, встречаясь с бывшим заключенным, ведет себя по меньшей мере настороженно. Это говорит о том, что очень слаба вера в то, что в заключении можно исправить преступника, даже если он попал в тюрьму случайно - потому, что "Бытие определяет сознание", или "С кем поведешься от того и наберешься" и т.д. Находящиеся в заключении люди, конечно, остро нуждаются в утешении, в моральной поддержке, в различных видах материальной помощи. Опыт показывает, что благотворительная работа может продолжаться бесконечно, и не всегда плодотворно. Можно бесконечно приносить в тюрьму книги, вещи, продукты - всегда будет этого мало. Можно бесконечно беседовать с заключенными, утешать, рассказывать о Библии, о Боге, о любви к ближнему - и это может не принести должных плодов. И поэтому не курсы изучения Библии, не беседы, не оказание социальной помощи, а только Богослужение может привести человека к непосредственному общению с Богом. Совершаемые православными священнослужителями богослужения заметно смягчают сердца людей и многих приводят к истинному раскаянию. Вместе с этим, постоянные поучения священника, разъясняющего заключенным важнейшие догматы религии и приводящего им разнообразные примеры христианской жизни, пробуждают в них готовность с терпением и смирением переносить наказание за совершенные преступления и воздерживать себя от них в будущем.

Фотоматериалы