В праздник Рождества Христова епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Вознесенском соборе Великих Лук -

Московский Патриархат
Псковская Митрополия

По благословению
Преосвященнейшего Сергия,
епископа Великолукского и Невельского
Официальный сайт

В праздник Рождества Христова епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Вознесенском соборе Великих Лук

Опубликовано 7 января 2019 г. - 297 просмотров В праздник Рождества Христова епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Вознесенском соборе Великих Лук

В ночь с 6 на 7 января 2019 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе г.Великие Луки.

Его Преосвященству сослужили ключарь Свято-Вознесенского кафедрального собора г.Великие Луки протоиерей Сергий Матвеев и клирики Свято-Вознесенского кафедрального собора г.Великие Луки иерей Сергий Микулич, иерей Евгений Глухоедов, иерей Андрей Гаврилов. Диаконский чин возглавил заведующий канцелярией Великолукского Епархиального управления иеродиакон Андрей (Парфенов).

Богослужебные песнопения исполнил хор Свято-Вознесенского кафедрального собора г.Великие Луки, регент Ольга Смольченкова.

Рождественское богослужение собрало сотни прихожан. К празднику сам собор и аналой с иконой Рождества Христова был украшен цветами и еловыми ветками. У входа в храм, на площади, установлен рождественский вертеп (в переводе с церковнославянского - пещера) - объемное изображение события Рождества Христа, украшенный еловыми ветвями, цветами и светящимися гирляндами.

По окончании богослужения епископ Сергий сердечно поздравил всех со светлым праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и обратился к собравшимся с архипастырским словом.

«Всех вас дорогие поздравляю с прекрасным, дивным праздником Рождества Христова! Пусть сегодняшний день принесёт в ваши дома и семьи много радости и света», - в частности отметил владыка и призвал собравшихся провести святые дни праздника в духовной радости и мире.

Затем протоиерей Сергий Матвеев и иерей Евгений Глухоедов огласили Рождественские послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и епископа Великолукского и Невельского Сергия.

Напомним, что праздник Рождества Христова - второй по значению в православном церковном календаре после Пасхи, праздник встречи человека с Богом воплотившимся. Величайшее чудо Боговоплощения в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. В глубоком молчании ночи Слово Божие воплотилось на земле: так воплощается Оно в молчаливых глубинах человеческой души - там, где умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с Ангелами вышли навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету.

Двадцать веков назад Бог решил особым образом вмешаться в историю человечества и Своим рождением от Девы повернул весь ход истории. С тех пор Он вновь и вновь рождается в душах тысяч людей и изменяет, преобразует и преображает всю их жизнь, делая их верующими из неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих.

Праздник Рождества Христова занимает особое место в годичном богослужебном круге. В старых изданиях Типикона этот праздник, подобно светлому Христову Воскресению, именовался «Пасхой тридневною», чем подчеркивалась тесная связь Рождества Спасителя с тайной нашего спасения и избавления от греха и смерти.

Рождество Христово издревле почитается важнейшим праздником, как бы началом и основанием всех других праздников: «Если бы, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - Христос не родился по плоти, то и не крестился бы - а потому не было бы праздника Богоявления; и не пострадал бы - а потому не было бы праздника Пасхи; не послал бы Святого Духа - а посему не было бы праздника Пятидесятницы.

Двунадесятый (т.е. один из 12-ти важнейших) праздников, был установленн в воспоминание событий, связанных с рождением по плоти Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме: чудесного избавления Иосифа от смущения, прибытия в Вифлеем на перепись, рождения Христа в пещере («вертепе»), явления Ангелов пастухам в ночь Рождества и поклонения пастухов Христу родившемуся (Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-20). К этому добавляются события, произошедшие в течение первых лет земной жизни Богомладенца: прибытие персидских волхвов в Иерусалим, выведывание ими места рождения Царя, поклонение волхвов Христу в Вифлееме, бегство святого Семейства в Египет, гнев узурпатора Ирода и убиение им невинных младенцев в Вифлееме и его округе, возвращение святого Семейства из Египта и вынужденное переселение его в Назарет (Мф. 2:1- 23).

До IV века Рождество Христово праздновалось в один день с Крещением Господним - 6(19) января, будучи объединено с ним понятием Богоявления, т.е. явления Бога миру. Позже Рождество Христово в миссионерских целях было выделено в отдельный праздник и стало праздноваться 25 декабря (7 января), в один из первых дней после зимнего солнцестояния, чтобы вытеснить остатки языческого культа солнца. Об этом свидетельствует и тропарь праздника, в котором использованы пророческие образы «Солнца праведности» (Мал. 4:2) и «Востока с высоты» (прав. Захария, отец Предтечи: Лк. 1:75) применительно к Мессии-Христу.

Величию события пришествия в мир Спасителя соответствует продолжительность его празднования: включая 5 дней предпразднства и 6 дней попразднства, Рождество длится 12 дней.

Особым днем попразднства является первый день после праздника, 26 декабря (8 января по новому стилю), посвященный Пресвятой Богородице как особенно послужившей событию Рождества Христова. На великой вечерне поется прокимен великий «Кто бог велий, яко Бог наш». Первое воскресенье после Рождества посвящено памяти важнейших святых сродников Господних: праведных Иосифа Обручника, считавшегося отцом Спасителя, царя Давида, родоначальника царской династии, и Иакова, сына Иосифова и сводного брата Господня, возглавившего Иерусалимскую общину христиан после Вознесения Господня. 29 декабря (11 января по новому стилю) вспоминаются Вифлеемские младенцы, невинно убиенные узурпатором Иродом.

Празднование Рождества Христова логически завершается воспоминанием Обрезания Господня на 8-й день после Его Рождества, 1(14) января: в этот день согласно ветхозаветному закону Спаситель был обрезан и наречен по указанию Ангела именем Иисус, т.е. «Спасение» (Лк. 2:21). 

По уставу Русской церкви вслед за Рождеством наступают святки (святые дни) - время особой духовной радости и продолжения празднования. В эти дни, с 8 по 17 января, отменяются однодневные посты по средам и пятницам. Последние дни Святок посвящены подготовке к празднику Крещения Господня.

Святки возникли после того, как общий праздник Богоявления, который объединял и Рождество, и Крещение Спасителя, был разделен на два праздника. Промежуточные дни между Рождеством и Богоявлением как бы составили один день праздника.

В России на святки было принято «колядовать», т.е. продолжать славление Спасителя, которое было начато в храме. Колядуя, наши предки как бы доносили радостную весть о Рождении Господа до каждого дома, каждому человеку.
 

Фотоматериалы