Епископ Великолукский и Невельский Сергий в День своего тезоименитства возглавил Литургию в Свято-Вознесенском соборе Великих Лук -

Московский Патриархат
Псковская Митрополия

По благословению
Преосвященнейшего Сергия,
епископа Великолукского и Невельского
Официальный сайт

Епископ Великолукский и Невельский Сергий в День своего тезоименитства возглавил Литургию в Свято-Вознесенском соборе Великих Лук

Опубликовано 8 октября 2018 г. - 468 просмотров Епископ Великолукский и Невельский Сергий в День своего тезоименитства возглавил Литургию в Свято-Вознесенском соборе Великих Лук

8 октября 2018 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе г.Великие Луки.

В этот день Великолукская епархия отмечает День тезоименитства своего правящего архиерея, Преосвященнейшего владыки Сергия.

По традиции, в этот день Великолукский архипастырь совершил Божественную литургию в сослужении духовенства Свято-Успенского Святогорского монастыря, благочинных церковных округов, руководителей епархиальных отделов, настоятелей и клириков храмов Великолукской земли, а также гостей в священном сане.

Богослужебные песнопения исполнил хор Свято-Вознесенского кафедрального собора г.Великие Луки, регент Ольга Смольченкова.

По окончани Божественной литургии правящий архиерей и сослужившее ему духовенство совершили славление преподобному Сергию, игумену Радонежскому. Затем клириками Великолукской епархии было возглашено многолетие имениннику.

В завершение соборной молитвы священнослужители и миряне сердечно поздравили епископа Сергия, преподнеся ему цветы и памятные подарки.

В ответном слове архипастырь поблагодарил всех за совместную молитву и теплые слова приветствия по случаю Дня тезоименитства и преподал святительское благословение.

День памяти преподобного Сергия Радонежского для православных христиан имеет особое значение. Он считается небесным покровителем России. По сути, это был первый святой, который появился на Руси после избавления от монгольского нашествия.

В крещении преподобный Сергий получил имя Варфоломей. Очень рано ему, сыну ростовских бояр, было предсказано великое будущее. Согласно житию, еще находясь в материнской утробе, когда его мать молилась в храме, младенец трижды издал крик. И родители, и приходский священник поняли это необычайное явление как знак, что будущий ребенок прославит своей жизнью Святую Троицу. Подобное предзнаменование имело место и в детские годы Варфоломея: однажды, когда он пас лошадей своего отца, то увидел таинственного странника, который благословил его и предрек, что он прославит Бога своею жизнью.

С детства Варфоломей был очень благочестив, усерден в трудах и молитве. Впоследствии вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Там они построили келью и небольшой храм, который в 1335 году был освящен в честь Святой Троицы. Но Стефан не выдержал трудностей отшельничества, ушел в Москву, и Варфоломей остался в одиночестве. В 1337 году он постригся в иноческий чин с наречением имени Сергия.

Более года Сергий провел в полном одиночестве и молитве. Слух о его подвижнической жизни разошелся по окрестностям. Постепенно здесь возникло целое поселение отшельников - так зарождалась Троице-Сергиева лавра, духовный центр русского православия.

В государственную историю России святой Сергий Радонежский вошел как человек, который помог объединиться разрозненным русским князьям и предсказал Дмитрию Донскому победу на Куликовом поле. Благословив князя на битву с Мамаем, преподобный дал ему в сподвижники двух лучших своих иноков -  Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября (по старому стилю) 1380 года, в день праздника Рождества Богородицы, русские воины одержали полную победу над ордынскими полчищами, положив начало освобождению Русской земли.

Святой преподобный Сергий скончался 25 сентября (по старому стилю) 1392 года. Через 30 лет, в 1422 году, были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 он был причислен к лику святых.

В старых хрониках упомянут лишь один случай, когда мощи святителя покидали стены основанного им монастыря. Это было лишь во время пожара в 1746 году, когда разбушевавшееся пламя могло накрыть раку святого.

Но был и курьезный случай, произошедший вскоре после революции. Активисты созданного в столице в 1927 году Общества развития и распространения идей кремации неоднократно выступали с идеей показательного сожжения нетленных мощей, предлагая для пущей наглядности кремировать останки нескольких православных святых, чтобы доказать, что они сгорят точно так же, как тела простых покойников. И несколько священнослужителей и верующих решили унести и спрятать череп преподобного, чтобы уберечь его от поругания и возможного уничтожения. Существует две версии начала этой истории. Согласно первой из них, заговорщики решили действовать еще до проведения вскрытия мощей - едва узнав, что большевистские власти задумали такое глумление. Выбрав удобный момент, они ночью тайно вошли в Троицкий собор, открыли раку и забрали из нее голову Сергия, подменив ее заранее припасенным дубликатом - черепом, взятым из фамильного склепа князей Трубецких, находящегося на территории лавры.

Согласно другому изложению событий, такую подмену спасители головы совершили позднее, в 1920 году, - уже после того, как мощи были обнажены и публично выставлены в соборе.

Впрочем, основная фабула событий в обоих случаях совпадает. Изъятую из раки (есть сведения, что благословение на это было получено от патриарха Тихона) голову Сергия Радонежского сначала спрятали в монастырской ризнице, а потом один из участников этой акции, живший в Сергиевом Посаде, закапал ее в саду. Там святыня хранилась вплоть до 1928 года, пока не возникло предположение о его возможном аресте и тогда владелец святыни поделился тайной с будущим епископом Новгородским Сергием - в ту пору мирянином Павлом Голубцовым, который сумел приехать в Сергиев Посад, выкопать заветный ларец и в хозяйственной сумке, как будто кочан капусты, прикрыв газетой, чтобы не было подозрений, вывез к себе домой.

Вскоре после начала войны, когда его должны были призвать в армию, он сумел эту часть мощей переправить в село Виноградово, расположенное к северу от столицы. Святыня хранилась в алтаре местного храма, о чем знал только служивший в этой церкви духовник Голубцова отец Илларион. Но лишь накануне Пасхи в 1946 году, когда появилось официальное распоряжение о передаче возрождающейся обители ее главной святыни - мощей Сергия Радонежского, глава преподобного, по благословению патриарха Московского Алексия, была возвращена на свое место в Свято-Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

Фотоматериалы