В Великих Луках состоялся премьерный показ спектакля по поэме графа Алексея Константиновича Толстого - «Иоанн Дамаскин» -

Московский Патриархат
Псковская Митрополия

По благословению
Преосвященнейшего Сергия,
епископа Великолукского и Невельского
Официальный сайт

В Великих Луках состоялся премьерный показ спектакля по поэме графа Алексея Константиновича Толстого - «Иоанн Дамаскин»

Опубликовано 18 марта 2018 г. - 500 просмотров В Великих Луках состоялся премьерный показ спектакля по поэме графа Алексея Константиновича Толстого - «Иоанн Дамаскин»

17 марта 2018 года, по благословению епископа Великолукского и Невельского Сергия, в актовом зале Великолукского Епархиального управления, состоялся премьерный показ спектакля «Иоанн Дамаскин» по одноименной поэме графа Алексея Константиновича Толстого.

Постановка православной студии «Образ» была приурочена к празднованию Дня православной книги в Великолукской епархии.

Спектакль раскрывает часть жизненного пути преподобного Иоанна Дамаскина, связанную с его уходом в лавру Саввы Освященного в Иудейской пустыне.

Режиссер спектакля - актриса Великолукского драматического театра Алевтина Патрушева. Музыкальное и визуальное оформление - Дмитрий Васильев. Декорации - Ирина Кудрявцева.

Действующие лица и исполнители: 
- Иоанн Дамаскин - Дмитрий Васильев;
- калиф - Заслуженный артист Российской Федерации Анатолий Иванов;
- служанка калифа - Евдокия Письменова;
- игумен лавры Саввы Освященного - Михаил Цеханович;
- черноризец - артист Великолукского драматического театра Василий Владимиров;
- монахи лавры Саввы Освященного - иерей Илья Скрипалев, Валерий Лысый;
- чтецы - Любовь Эрн, Ирина и Марина Письменовы.

По завершении спектакля секретарь Великолукского епархиального управления иеромонах Нил (Лосев) подробно раскрыл историческое значение личности преподобного Иоанна Дамаскина. Зрители сердечно отблагодарили артистов продолжительными аплодисментами с надеждой на повторение спектакля.

Источником поэмы графа Алексея Константиновича Толстого «Иоанн Дамаскин» является житие богослова и автора церковных песнопений Иоанна Дамаскина (VII-VIII вв.) в редакции Димитрия Ростовского, которое было хорошо знакомо современникам поэта по многочисленным печатным изданиям. 

Сравнение с житием поэмы показывает, что тема поэта и поэтического творчества играет в «Иоанне Дамаскине» значительно большую роль, чем в житии, а чисто религиозные мотивы последнего отошли на второй план. Толстой с первых же страниц называет Иоанна «певцом», и это слово повторяется десятки раз. Характер переработки источника, лишь одним эпизодом которого воспользовался Толстой, находится в непосредственной связи с центральной идеей поэмы: свобода поэтического слова, независимость художника и огромное моральное воздействие искусства на человечество, разумеется, в том их романтическом понимании, которое входило как составная часть в мировоззрение Толстого. Современники указывали на автобиографическую подоплеку основного мотива поэмы. Стремление быть «вполне художником» и желание освободиться от службы при дворе, с особой остротой ощущавшееся Толстым в эти годы, и натолкнули его, по-видимому, на эту тему. Сам поэт не был удовлетворен началом «Иоанна Дамаскина» и 7-й главой. «Глаза гекзаметрами, - писал он Маркевичу 4 февраля 1859 г., - не согласуется с остальными». А в письме к Аксакову от 31 декабря 1858 г. Толстой признался: «Вообще эпическая сторона мне не дается, все тянет меня в лирисм, а иногда и в драматисм».

Проблема поэтического дара и права на его использование является центральной как в Житии Иоанна Дамаскина, так и в поэме А.К. Толстого. В Житии святой проходит два круга испытаний - физические и духовные. В поэме А.К. Толстой, как известно, обращается лишь к повествованию о начальном этапе жизни Иоанна Дамаскина в монастыре. В целом А.К. Толстой следует за сюжетным эпизодом о творческом молчании Иоанна Дамаскина, в то же время вводит конфликтное противостояние ученика и наставника, а также усиливает мотивы духовных испытаний поэта.