Вверх по лестнице, чтобы обнять всех -

Московский Патриархат
Псковская Митрополия

По благословению
Преосвященнейшего Сергия,
епископа Великолукского и Невельского
Официальный сайт

Вверх по лестнице, чтобы обнять всех

Опубликовано 17 февраля 2018 г. - 578 просмотров Вверх по лестнице, чтобы обнять всех

Вот-вот начнется Великий пост, самый строгий и продолжительный в церковном календаре, предваряющий главный для православного христианина праздник в году - Светлое Христово Воскресение. Куличи на Пасху - это, конечно, всем нравится, а вот зачем накануне ее Церковью установлен семинедельный период воздержания, понятно далеко не каждому. Расспросить об этом мы решили секретаря Великолукского епархиального управления иеромонаха Нила (Лосева).

Сытое брюхо к молитве глухо

- Отец Нил, для чего Церковью установлен пост?

- В первую очередь для очищения души. Пост - это время, когда человек может отрешиться от житейской суеты и внимательно заглянуть внутрь себя: так ли он живет, правильно ли поступает? Если сделать это честно, не пытаясь придумывать себе оправданий, то, к сожалению, каждый из нас увидит, что не такой уж он добрый и хороший, увидит, что он переполнен грехами, пусть даже и не очевидными для окружающих. Вот пост и помогает нам осознать, в чем мы не правы перед своими близкими и родными, перед своим Творцом. Осознать и заняться собственным исправлением. При этом телесный пост служит поддержкой для поста духовного.

- Некоторые люди говорят, что для них отсутствие привычной еды, например мяса за обедом, - лишь дополнительный источник раздражения. Как можно заниматься собственным исправлением, когда ты создаешь для себя дополнительные трудности?

- Воздерживаясь от пищи, которая утяжеляет нас, вводит в наслаждение, мы проявляем такую важную добродетель, как телесное воздержание. А оно служит нам основой для воздержания духовного. Вот представьте, мы плотно пообедали, уселись перед телевизором или компьютером. Будут ли в таком состоянии у нас возникать мысли о своей душе? Захочется ли кому-либо из нас понуждать себя к исправлению, в частности, избавлению от вредных привычек? Очевидно, что большинство людей скажут: «У нас и так все нормально, зачем нам это?». Так что пост нам крайне необходим. При этом любой: в среду и пятницу, перед определенными праздниками, и, наконец, нам необходимы многодневные посты, а в церковном календаре их четыре. Сейчас мы подходим к Великому посту, самому важному, напоминающему нам о крестных страданиях Спасителя, помогающему осмыслить ту жертву, которую Он совершил на Кресте лично за каждого из нас.

- Но не вредит ли пост здоровью?

- В разумных пределах не вредит. Любой врач-диетолог скажет, насколько полезной бывает смена рациона питания, которая нашему организму идет только на пользу. К тому же Церковь и не заставляет человека бездумно иссушать свою плоть. К телесному посту надо относиться, как к предписанию врача. Если нам предстоит лечение или операция и врач прописывает воздержаться на определенный период времени от тех или иных продуктов, то мы не будет возражать, а все исполним, прекрасно понимая, что это необходимо для нашего здоровья. Мы доверяем доктору. Тот же принцип и в нашем случае. Церковь - это лечебница, а Христос пришел нас исцелить. Во время поста мы налагаем на себя ограничения, порой довольно серьезные, но они необходимы нам самим для исцеления, для приведения нашего внутреннего состояния в порядок, для достижения самой главной цели человеческой жизни - спасения души.

Любовь, до которой нужно дорасти

- То есть добиваться успехов на духовном поприще, не упражняясь в телесном воздержании, невозможно?

- Очень сложно, потому что одно вытекает из другого. Начав с воздержания в пище, мы постепенно переходим к следующей ступени духовной лестницы, на самой вершине которой, по словам преподобного Иоанна Лест-вичника, будет союз трех добродетелей: веры, надежды и любви.

- Думаю, что многим и так знакомо такое чувство, как любовь...

- Один священник, отвечая на вопрос: «Что такое Пасха?», сказал: «Пасха - это когда хочется обнять всех». Вот именно о такой всеобъемлющей любви идет речь. Такая любовь позволяет простить человека, совершившего против тебя зло. А мы знаем, как это тяжело. Но нам подает пример сам Христос, который ради любви к своему созданию приходит в этот мир грешных людей и спасает их от власти дьявола. Он понимает, что человечество после грехопадения Адама и Евы не способно сделать это собственными силами и обречено только падать.

- Сегодня человечество тоже далеко не на высоте. Можно ли утверждать, что его состояние в ту пору было совсем уж из ряда вон выходящим?
 
- Почитайте античных писателей и философов, Ветхий Завет, чтобы лучше понять, какой жестокостью, каким количеством самых невообразимых преступлений и извращений был наполнен дохристианский период развития человеческой цивилизации. Христос пришел тогда, когда мир действительно находился на грани и его лучшие умы жили ожиданием прихода того, кто сможет это остановить и изменить к лучшему. И вот приходит Господь. Он не устраивает революции, совершенно не занимается политикой. Он делает сложную вещь - будучи безгрешным, восходит на Крест и принимает страшные страдания. Он знает их конечную цель - явить свет истины и спасения каждому человеку и всему человечеству в целом.

- Если Бог всемогущ, неужели то же самое нельзя было сделать без крестных страданий?

- Сложно однозначно ответить, так как сами Христовы страдания связаны со спасением человечества. Тема слишком широкая и требует отдельного, большого разговора.

- Получается без страданий невозможно спасение?

- Пройдя через страдания, Господь совершил очень важное дело. Ведь, казалось бы, все проиграно: дьявол победил, Христос умер на кресте и положен во гробе, плачут мироносицы, апостолы в страхе. Но у Господа совсем другая цель - Он спасает человечество из-под власти дьявола. Первыми эту благую весть узнают умершие, ведь Он спускается в ад, выводя оттуда души праведников. И ад не в силах удержать того, кто создал человека и всю Вселенную. Людям наконец-то открываются двери Царства Небесного, и первым там оказывается... раскаявшийся разбойник. То есть события, связанные с крестными страданиями Спасителя, все то, что мы вспоминаем во время Великого поста, наталкивают нас на глубокие размышления. Заставляют соотносить нашу жизнь с жизнью Спасителя, Его евангельской проповедью. И мы понимаем, что для собственного спасения нам тоже нужно понести свой ежедневный жизненный подвиг, свой крест. Вступая в поприще поста, мы соединяем свою волю с Божественной.

Всё, как в спорте

- Отец Нил, как начинать поститься тому, кто решил преступить к этому впервые?

- Примерять на себя все сложные предписания по телесному и духовному посту человеку, конечно, очень трудно. Это можно сравнить с прыжком в высоту. Разве наши прославленные чемпионы Елена Исинбаева или Сергей Бубка сразу шли на свои рекорды? Нет, вначале они брали высоту два метра, потом три, четыре... И так потихонечку, сантиметр за сантиметром, поднимали планку. То же самое касается поста. Человек, который первый раз вступает на это поприще, должен трезво оценить свои возможности и увидеть, от чего в данный момент он способен отказаться. Можно начать с самого малого и постепенно набирать «высоту».

- Допустим, для начала мы отказались от мяса, а с чего следует начать в духовном плане?
 
- Хотя бы не раздражаться, не гневаться, никого не осуждать. Будет трудно, но надо двигаться в выбранном направлении, быть твердым в своем намерении.

- И тут на тебе - корпоратив на работе, приуроченный к светскому празднику, как будто нарочно приходящемуся на время поста; производственная суета, во время которой ты не сдержался и накричал на кого-то. Очевидно, что устоять в благом намерении довольно сложно. Не удалось раз, второй, третий, и вскоре опускаются руки. Что делать?

- Упал - вставай и двигайся дальше. Но сделай выводы: в чем причина твоего падения, на каком этапе ты не смог себя остановить? Для этого нам и дается пост. Поскольку в другое время мы не особенно задумываемся над такими вопросами, не склонны улавливать причинно-следственную связь. К сожалению, куда привычнее нам: шашку наголо и крушить все на своем пути. Но дело в том, что битвы выигрываются не только на поле боя, но и в штабе. Главное, знать расстановку сил и приберечь резерв для решающего момента, а для этого необходимо потрудиться над тем, чтобы его создать. Во время поста мы становимся более внимательными. Недаром древние святые говорили: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». То есть, прекрасно отдавая себе отчет, что по своим поступкам и мыслям (о которых, возможно, никто из окружающих даже не догадывается) ты бесконечно далек не только от идеала, к которому мы стремимся, но и от нормального человеческого состояния, ты, не отчаиваясь, извлекаешь из своих ошибок уроки и двигаешься дальше.

- Значит, следить нужно не только за поступками, но и за своими мыслями?

- А все начинается с мысли. Она приходит, мы ее принимаем, сродняемся с ней, обдумываем (хотя и не всегда), а уже затем совершаем поступок. Но если мы даже смогли сдержать себя внешне, а внутренне готовы семь шкур содрать с обидевшего нас человека, то это повод задуматься - что нужно, чтобы не давать страстям подтачивать нас изнутри? Наверное, обрести мир в душе. А как он достигается? Только упражнением в телесном и духовном воздержании. Человек призван к восхождению, и оно возможно для каждого из нас, но это процесс постепенный и отнюдь не гладкий.

Без фанатизма!

- Хорошо, а если «вторая половина» не разделяет твоих устремлений?

- Значит, нужно придерживаться золотой середины. Не проявлять ревность не по разуму. Значит, пока, в силу объективных обстоятельств, ты в чем-то можешь поститься, а в чем-то нет. Допустим, жена одна соблюдает пост. Так пусть приготовит мужу обычный обед. Это же лучше, чем семейный разлад. Человек, готовый к ссоре по любому поводу, даже если, казалось бы, руководствуется благими намерениями, сам не соблюдает условия духовного поста. И тогда какой смысл в воздержании от пищи? Господь сказал: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». То же самое касается супружеских отношений. Апостол Павел советовал: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». И мужчины, и женщины - создания очень сложные, и нужно быть внимательными друг к другу. Если твоя вторая половина увидит, что ты остаешься любящим мужем или женой, а не превращаешься в фанатика, что православие тебя духовно очищает, то начнет с уважением относиться к твоим убеждениям и со временем станет их разделять.

- Отец Нил, обязательно ли нужно причащаться во время поста? И когда это лучше сделать: в самом начале или хорошо подготовившись?

- Причащаться, конечно же, надо. И нужно делать это не один раз за время поста. Все зависит от внутреннего состояния человека. Если для подкрепления своих духовных сил человеку необходимо приступить к таинству причащения в самом начале Великой че-тыредесятницы, то это будет для него очень хорошо. Если же человек считает, что должен вначале побороться со своими страстями, а уже итогом этой борьбы должно стать причащение Святых Христовых тайн, то его ни в коем случае нельзя за это осуждать.

- Какое бы напутствие Вы могли дать накануне Великого поста?

- Хочется пожелать всем православным христианам достойно пройти время Великого поста. Пусть каждый сделает то, что по его силам. Но главное, чтобы каждый действительно получил пользу.

Сергей Жарков
Источник: газета "Стерх-Луки", №7 14 февраля 2018 года