«Нравственные ценности и будущее человечества». Рождественские чтения - лучший урок соборности для всего русского народа -

Московский Патриархат
Псковская Митрополия

По благословению
Преосвященнейшего Сергия,
епископа Великолукского и Невельского
Официальный сайт

«Нравственные ценности и будущее человечества». Рождественские чтения - лучший урок соборности для всего русского народа

Опубликовано 17 февраля 2018 г. - 791 просмотров «Нравственные ценности и будущее человечества». Рождественские чтения - лучший урок соборности для всего русского народа

Воспитание - самое святое из всех святых дел. Святитель Феофан Затворник

Дни 24-26 января 2018 года стали счастливыми и незабываемыми для великолукских священников, педагогов, сотрудников епархии, которые по благословению Преосвященнейшего Владыки Сергия, епископа Великолукского и Невельского, стали делегатами XXVI Международных Рождественских чтений, незабываемого церковно-образовательного общественного форума, вот уже четверть века объединяющего духовенство, представителей власти, научной и культурной общественности и педагогического сообщества.

Любимая столица, златоглавая, первопрестольная белокаменная Москва, как всегда, встретила радушно и гостеприимно:

Город чудный, город древний, Коренной России град!..

Все начинается с любви!
 
Еще в поезде мы прониклись друг к другу самыми добрыми и искренними чувствами. Заботливая, сердечная Жанна Федоровна Рахманова, директор Духовно-просветительского центра Великолукской и Невельской епархии, подарила нам программы Рождественских чтений с семнадцатью направлениями работы - одно интересней и полезней другого! Глаза разбегались: как трудно сделать выбор -все нужное, очень важное, увлекающее. Надежды оправдались: опыт духовно-нравственного воспитания умнейших людей России - уникальный, бесценный, духоподъемный!

Через православную веру - к доброму воспитанию
 
24 января - день открытия Рождественских чтений - стал большим и очень радостным праздником.

К началу Божественной литургии в кафедральный Соборный храм Христа Спасителя текла людская река без конца и края. Но дивный белокаменный храм, любовь и гордость, краса и слава России, вместил невместимое. И всем здесь было уютно и радостно, мило и любо, светло и сердечно!

Незабываемое впечатление оставили торжественная встреча Святейшего Патриарха Кирилла, вдохновляющее Патриаршее Богослужение и мудрая проповедь. Запомнились простые, искренние, доходящие до сердца и ума слова Святейшего: «В центре жизни православного христианина должны быть Господь и нравственный закон... Жизнь без Бога пуста, а нравственные ценности без Господа не могут быть нравственными... Сегодня мы всерьез задумываемся над очень важными для человеческого бытия вопросами нравственности, от которых зависит будущее всего человечества...»

Торжественное открытие Международного Рождественского церковно-образовательного форума «Нравственные ценности и будущее человечества» состоялось в Государственном Кремлевском дворце.

Пленарное заседание Чтений возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с содержательным, умным, ярким докладом, к которому хочется вновь и вновь обращаться, размышляя о данной Богом каждому из нас свободе нравственного выбора между добром и злом, о главных нравственных ценностях, имеющих прочное Евангельское основание.

«Просвещение без нравственности служит более ко вреду, нежели к пользе...»

6 тысяч людей, собравшихся в Кремлевском дворце, внимали мудрым мыслям Святейшего Патриарха Кирилла:

- Тема Чтений 2018 года «Нравственные ценности и будущее человечества» дает возможность обратиться к поистине очень важным для бытия всего человеческого рода вопросам: вопросам нравственности и ее роли в жизни общества и каждого отдельного человека. Мы призваны с христианских позиций поразмышлять о тех вызовах, с которыми приходится сталкиваться современной цивилизации, и подумать над тем, какой ответ может предложить обществу Церковь и как мы можем актуализировать Евангельское послание применительно к реалиям и проблемам нашего дня.

...Мы прекрасно понимаем, что нравственные ценности и нравственное состояние общества в тотили иной период времени - это не одно и то же. Вспомним, например, что в Смутное время нравственное состояние общества было столь плачевным, что потребовался сугубый всенародный подвиг, чтобы Господь приклонил Свою милость к нашему народу и страна обрела свободу и независимость. И все же даже в то время нравственные идеалы православного народа были евангельскими идеалами и потому были нерушимы, хотя и не всегда исполнялись. Тогда, четыре столетия назад, совесть народную смогли пробудить Святейший Патриарх Гермоген, своими речами и посланиями призывавший соотечественников твердо стоять в православной вере и хранить духовные традиции, а также князь Пожарский и Кузьма Минин, которым удалось собрать ополчение из патриотически настроенных людей.

...Сегодня для сохранения и утверждения неизменных духовно-нравственных ориентиров в жизни людей нужны солидарные усилия и государства, и представителей религиозных традиций, и общественных организаций. Очень важна роль культуры в укреплении нравственных ценностей в народной жизни. Русская Православная Церковь активно взаимодействует в этом направлении с другими Православными Церквами и с христианами иных конфессий.

Богу было угодно вложить в человека нравственное чувство, и где бы вы ни были - в Москве, Нью-Йорке или Папуа - Новой Гвинее - нравственное чувство человека работает одинаково, хотя люди, которые отстаивают естественное происхождение нравственности и привязывают нравственность к влиянию окружающей среды, уверяют, что есть некие различия. Но все те различия, которые приводятся в качестве доказательств отсутствия общего нравственного чувства, касаются вопросов второстепенных, связанных с обрядами, с особенностями культуры и т.д. Нравственные чувства, так замечательно выраженные в Десяти заповедях, присущи всему человеческому роду.

...Вместе с тем очевидно, что для Церкви понятие «нравственный» всегда сопряжено не просто с общечеловеческим пониманием добра, совести, справедливости и т. д., но с их высшими проявлениями, которые открываются нам в Святом Евангелии. Говоря о нравственных ценностях, православные верующие всегда подразумевают стремление к нравственным идеалам, нравственному совершенству заповедей блаженств: любовь к ближним вплоть до любви к врагам, готовность к самоотречению и самопожертвованию, смирение, кротость и терпение, милосердие и миротворчество, достижение чистоты сердца.

...Конечно, мы несовершенны, но мы должны стремиться к совершенству и учиться любви у нашего Спасителя, у святых. Пример подвига, который дают нам жития Новомучеников и Исповедников Русских, для нас очень важен. Среди них особое место занимают Царственные Страстотерпцы, 100-летие мученической кончины которых мы вспоминаем в этом году. Словно в награду за любовь, царившую в этой семье, они остались неразлучны и в смерти. Христианские нравственные идеалы были для них выше царской короны. Не принадлежность к царскому или дворянскому роду считали они признаком благородства, но чистоту помыслов и чистоту души.

...Когда мы говорим о нравственных ценностях и будущем человечества, то связь этих понятий обращает наше внимание в первую очередь на молодежь, на воспитание и систему образования. Ведь будущее формируется сегодня, прежде всего в умах и сердцах молодого поколения. С этого года начинается объявленное Указом Президента России Десятилетие детства. В связи с этим еще раз уместно напомнить о важности защиты и поддержки семейных ценностей. Между тем, в этой сфере по-прежнему существует немало проблем. Многие из них вполне разрешимы при наличии желания и политической воли.

...Православная культура должна быть адекватно представлена в сетке учебных часов на всех ступенях общего среднего образования.

...Вопросы о необходимости не только обучения, но и нравственного воспитания в школе возникли, конечно, не сегодня. Еще в середине XIX столетия митрополит Московский и Коломенский Иннокентий писал о том, что просвещение без нравственности служит более ко вреду, нежели к пользе. Сама отечественная история показала верность и справедливость этих слов Святителя.

Важно также, чтобы вопросы православного образования находили адекватное отражение как в церковных, так и в светских педагогических СМИ.

...Важно, чтобы современный человек, соприкасающийся с Евангелием, осознал и почувствовал притягательную силу Слова Божия, явив свидетельство о фундаментальном значении Богом определенных нравственных основ человеческой жизни.

Хотел бы обратиться к современной молодежи с призывом: не пренебрегайте своим служением, всегда с открытым сердцем помогайте окружающим вас людям, ежедневно творите добро, не ожидая прибыли. Только через следование этому нравственному закону, к которому порой приходится понуждать себя, исполняется воля Божия, укрепляется единство народа, и вы возрастаете в совершенно особой атмосфере подвига. Добровольчество - это маленький подвиг, но за маленьким подвигом может вырасти способность совершать великие дела и великие подвиги, то есть становиться сильной личностью.

До недавнего времени на фоне экономических и социальных трудностей казалось, что мы можем потерять для Церкви поколение молодых людей. Поэтому были приложены серьезные усилия для развития церковной миссии среди молодежи, и уже сегодня мы ощущаем первые результаты: молодежь приходит к православной вере и старается принимать деятельное участие в жизни Церкви.

Памятуя заповедь Божию «идите и научите» (Мф. 28:16), мы должны сами идти со словами о Христе Спасителе туда, где сегодня особенно присутствует молодежь: в учебные заведения, спортивные организации, молодежные клубы, в социальные сети. Очень важно, чтобы каждый юноша и каждая девушка чувствовали себя в Церкви не гостями, а подлинными делателями.

Современные молодые люди часто мечтают о красивой и счастливой жизни. Эта жизнь смотрит на них с обложек журналов, с экранов телевизоров, с рекламных проспектов. В них главными ценностями объявляются успешность, материальное благополучие, здоровье и красота. Люди мечтают о жизни красивой и нередко забывают о том, что настоящая красота - подчеркиваю, не внешний лоск и глянец, а настоящая красота - это внутреннее состояние человека. Подлинная красота - это в первую очередь красота души. Красота, которая в полноте раскрывается, если человек живет по совести, следуя вечному нравственному закону, заложенному в нас Богом. Потому что, следуя Божественным заповедям, человек приближается к идеальному совершенству, реализует свое истинное богопо-добие, как писал о том выдающийся наш мыслитель Владимир Соловьев.Такая красота никогда не стареет, но вместе с душой перейдет в вечность.

Россия защищает традиционные ценности

Бурными аплодисментами зал встретил выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова, взволнованного пересмотром базовых норм морали во многих странах, вседозволенностью, доведенной до абсурда толерантностью, что ведет к взаимному отчуждению, обезличиванию людей...

Верим С.В. Лаврову: «Наша дипломатия продолжит отстаивать нравственные начала международной жизни, продвигать в межгосударственном общении принципы честности, правды, добра и справедливости. Такая линия, несмотря на все сопротивление ей, пользуется широкой поддержкой в мировом сообществе. Все большее число людей, в том числе и на европейском континенте, смотрят сегодня на нашу страну как на защитницу традиционных ценностей».

Вместе с Патриархом Кириллом мы увидели в теплой встрече Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова одобрение и поддержку народом политики Президента и государства.

Завершился праздник чудесным концертом, после которого мы посетили университетский храм Святой мученицы Татианы, где на вечернее Богослужение собрались сотни верующих студентов - девушек и юношей. Это радует: ведь русские люди испокон веков обращались к православной вере, которая способствовала созданию сильного и могущественного государства. Сегодняшние студенты - наследники великой культуры России, которую им предстоит сохранять и развивать.

Путеводительство на традициях духовной культуры

25 ноября великолукская делегация приняла участие в работе 8 направлений Рождественского образовательно-просветительского форума в храме Христа Спасителя. В зале Церковных соборов, Конференц-зале и Аванзале, в прекрасных залах: Сергиевском, Красном, Белом и Патриаршем, в Пресс-центре с утра начались наиполезнейшие занятия, где священнослужители, ученые, педагоги представляли опыт работы митрополий, епархий, храмов, управлений образования, Воскресных школ и Духовнопросветительских центров, общеобразовательных школ, музеев, учреждений культуры...

Мы участвовали в работе разных секций, вдохновляясь бесценным опытом работы. Очень полезной была Педагогическая мастерская из опыта Пятигорской епархии «По святым местам Новомучеников г.Пятигорска». На слайдах презентации мы увидели возрожденный в 2004 году Свято-Успенский Второ-Афонский монастырь. Неподалеку от святого места расположился православный лагерь, где с удовольствием трудятся во Славу Божию, закаляя характер и воспитывая силу воли, школьники.

Укрепляются в вере и любви к Господу, участвуя в Богослужениях и духовных беседах с Владыкой и священнослужителями. Покоряют горные вершины, участвуют в православных и спортивных праздниках. Какие чудесные отзывы пишут школьники! Им нравится объединяющий труд и отдых, радость открытий, взаимопонимание, которого подчас не хватает в семье и школе! С интересом ждут вечернего подведения итогов дня при свече, с миром душевным и радостью на сердце, здесь читается Священное Писание и анализируются успехи каждого. Батюшки отвечают на волнующие вопросы: «Почему “Кому Церковь не мать, Бог не отец?”» «Можно ли научиться любить недоброжелателей?» «Как связана современная жизнь с именами подвижников веры родного края?» «В чем заключается наследие Новомучени-ков и Исповедников?» В летний период дети всерьез увлекаются поисковой исследовательско-краеведческой работой.

Паломничество с педагогами приобщает школьников к храму Божию, участию в Богослужениях, знакомит со святынями родного края. Стали доброй традицией 2-3 хорошо подготовленных поездки в год по святым местам малой родины, связанных с подвигами Новомучени-ков. В паломнических поездках и Православном лагере отдыхают и трудятся ученики Православной гимназии и светских школ. Маршруты паломнических поездок тщательно планируются и готовятся не один месяц. Отряды изучают историю края, достопримечательности и составляют карту маршрута, на которой - музеи и храмы, памятники Героям и монастыри... в пути школьники не играют в компьютерные игры, а с интересом общаются со сверстниками и педагогами. Ученики светских школ узнают много полезного от своих ровесников, занимающихся в Воскресных школах, кружках Духовнопросветительского центра, от учащихся Православной гимназии. Ребята сами приняли разумное решение: гаджеты в поездку не брать, мобильным телефоном не увлекаться. Чтобы не скучать в дороге, заранее готовят ребусы, головоломки, кроссворды, настольные игры.

И родители очень довольны: участие в паломничестве - хороший стимул успешно закончить учебный год, а поездка в Православной лагерь - лучшая награда! В этом учебном году планируются экскурсии по Золотому кольцу России, в Крым и Казань. Очень внимательно мы смотрели документальный фильм «Воспитание» Пятигорско-Черкесской епархии и Управления образования г. Пятигорска.

Кажется, все очень просто и естественно, как и должно быть, но чувствуется за каждым кадром «чернорабочий труд и подвиг», объединяющий Церковь, Школу и Семью. Вот священники сердечно беседуют со школьниками - в храме и гимназии, в детском саду и Паломническом центре, на спортивных и православных праздниках. Дети с волнением читают стихи о великом и вечном...

В Пятигорской епархии и городском управлении образования очень серьезное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Его считают не только приоритетным направлением работы, но делом государственной важности, раскрывающим образ Божий в человеке. Воспитание - это питание души ребенка, от которого зависит вся дальнейшая жизнь: станет ли «племя младое» честными тружениками, боголюбивыми патриотами, заботливыми, любящими родителями?

Путеводительство на традициях русской духовной культуры успешно развивается. Плодотворно трудится методобъедине-ние учителей православной культуры, в Управлении образования создан богатый методический кабинет по изучению ОПК, ОРКСЭ, ОДНКНР, где представлена фотоистория всех возрожденных и вновь построенных храмов епархии.

Вдохновил рассказ об опыте создания Семейной гостиной, о работе по составлению родословных, изучению жизни и служения Господу, Церкви, Родине поколений благочестивых, боголюбивых семей. Есть чему поучиться!

В роли православных краеведов выступают священники, педагоги и родители. Взволновали трогательные рассказы подростков о родной семье, о славных традициях, объединяющих поколения, об изучении Православия в семье и школе, о мотивации добрых дел. Несомненно, Россия нуждается в духовно здоровой семье и школе!

С умилением подпевали участники конференции С. Копыловой - автору и исполнительнице полюбившейся песни «Босоногая Россия, Богоносная Россия».

«Времен связующая нить»

Так же интересно было участвовать в работе круглого стола «Приобщение к нравственным ценностям в культурном пространстве Санкт-Петербурга». Наглядной иллюстрацией богатейшего опыта работы явился видеоряд. Были представлены традиционные конкурсы творческих работ школьников - литературных, художественных, исследовательских, прекрасно подготовленный праздник районного масштаба «Не все коту Масленица», конкурс семейных ценностей «Не хорошо человеку быть одному», творческие конкурсы «Святое имя года - врач Евгений Боткин» и «Человек, не знавший поражений» (Адмирал Федор Ушаков), дивные праздники «Хвалите Господа с Небес и славьте, человеки!» (Светлое Христово Воскресение и День воинской славы. Победа святого князя Александра Невского в Ледовом побоище).

Конкурсы и праздники, викторины и путешествия по родному городу, виртуальные экскурсии приближают святых, просиявших своими подвигами в Санкт-Петербурге и земле Российской. Они жили, учились в ныне существующих учебных заведениях, знакомились, дружили, заботились о ближних, ходили по тем же самым улицам... Каждый из прославленных Церковью святых был ребенком, школьником, сыном или дочерью, другом. Волнуют юные сердца, вызывая стремление к идеалу святости, жизни и судьбы великих земляков. Одно из славных, дорогих имен - Владыка Серафим (Чичагов), талантливый, щедро одаренный Господом в земном служении: музыкант, врач, военный, священник... Школьникам становится ближе и понятнее предназначение человека -во славу Божию реализовать данный Господом талант. Это и есть смысл жизни. Стремление к идеалу возвышает сердце; к сожалению, достижению святости мешает наше человеческое несовершенство, слабость, лень, греховность.

Школьники, педагоги, родители с волнением поднимаются по ступеням, ведущим в аудитории, где учился на «отлично» Федор Ушаков, будущий непобедимый, святой, праведный адмирал, известный русский флотоводец, одержавший победы в 43-х морских сражениях, не знавший ни одного поражения. В 2001 году Русская Православная Церковь прославила в лике святых праведного воина Федора Ушакова.

Поначалу были сомнения: можно ли в светской школе рассказывать детям о подвигах Ново-мучеников и Исповедников Российских? Не принесет ли вред юным неокрепшим душам рассказ о жестоких гонениях на Церковь, о кровавом урагане зла, которому подвижники веры противостояли силой святости?

Школьникам нравятся путешествия по родным улицам с православными экскурсоводами, они заходят в школы, храмы, учебные заведения, где некогда учились подвижники, которые становятся роднее, ближе, дороже. «Через годы, через расстояния» сегодняшние ученики чувствуют, как воспитывались сила духа и воля героев веры, благодаря чему они смогли перенести немыслимые страдания и мучения, выпавшие на их долю. А может, само время выбрало их - стойких, мужественных, духовно крепких, в центре жизни которых всегда были Бог и святые Заповеди - главный нравственный закон?..

Трогательны признания учеников 8-11 классов, которые пишут: «Хочется, чтобы и сегодня были рядом такие люди, как Но-вомученики и Исповедники. Они не предадут. С ними можно обо всем посоветоваться...» «Очень хочется поговорить с ними. Я бы о многом спросил...» «На них хочется быть похожим...» «Я думаю: смог бы не отречься, стерпеть муки и пытки, ведь на весах были жизнь или смерть и судьба родных...» «Мне очень хочется, чтобы среди моих друзей были именно такие честные, несгибаемые, верные люди. От их крепкой веры и спустя годы воспламеняются преданностью Господу сердца...» «Мне очень жаль, что сегодня среди нас нет этих красивых душой и внешне людей. Я хочу равняться на них...»

Со слезами радости огромный зал внимал детским, чистым сердцам, участливым, добрым, сопереживающим! Замечательно, что современные школьники чувствуют боль и ощущают сопричастность подвигу святых, живших в их родном городе 100 лет назад, - и слова «Уроки столетия» наполняются глубоким смыслом. Как не хватает этого великолукским школьникам!

Учителя из разных регионов, с которыми мы познакомились, планируют экскурсии со своими школьниками в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию, где проводится незабываемый музейный духовный урок на тему: «Не хорошо человеку быть одному». Захватывающие рассказы о боголюбивых, благочестивых и чадолюбивых русских семьях так полезны современным школьникам, которые не знают, что Дмитрий Иванович Менделеев, выдающийся русский ученый - энциклопедист, химик, физик, геолог, технолог, экономист, педагог, нефтяник, воздухоплаватель (перечислены далеко не все заслуги!), был семнадцатым ребенком в семье.

И Михаил Тимофеевич Калашников, советский и российскийконструктор стрелкового оружия, доктор технических наук, генерал-лейтенант, - тоже был семнадцатым чадом; а Евгений Сергеевич Боткин, русский врач, лейб-медик Святой Семьи Царственных мучеников, прославленный Церковью в лике святых, был одиннадцатым ребенком в семье...

К сожалению, современные дети не видят и не знают таких чадолюбивых семей и не воспитываются в духе почитания материнского и отцовского подвига. Всерьез задумываются девушки и юноши на таком духовном уроке: а если бы мамы в этих семьях родили только троих или пятерых детей? Не было бы гениального ученого, конструктора, приблизившего Великую Победу, не было бы святого Новомученика - Небесного покровителя и заступника Санкт-Петербурга...

Не отрываясь, смотрели мы видеофильмы «Поучение в примере» (Христианские притчи. Квест в Эрмитаже) и отрывки из спектаклей Санкт-Петербургского православного вертепного театра «Виноград».

В Санкт-Петербурге изданы учебное пособие «Земное и небесное воинство» и сборник лучших разработок, посвященных подвигу Новомучеников и Исповедников Российских.

Образование призвано раскрыть в ребенке образ Божий. Массовая культура дает иные уроки. Нам тоже очень захотелось побывать в Мариинском театре и Ледовом дворце, увидеть постановки «Небесные Серафимы» и «Перезвоны столетий». Прославленные хоры Санкт-Петербургской митрополии выступают не только на больших сценах России и зарубежья. Их хорошо знают и любят школьники, курсанты, учащиеся колледжей, студенты.

Взволновал отрывок из музыкального занятия «Наследники князя Владимира». Цикл таких музыкальных занятий проводится в петербургских школах. Дети размышляют, как формируется доблестный защитник Отечества, Герой нашего времени, в чем генеалогия Победы, наследие Победителей... Поучительна беседа о сыновьях Крестителя Руси -святых благоверных князьях Борисе и Глебе, храбрых воинах в борьбе с врагами Отечества, которые не подняли меча на родного брата ... Мудрый завет мы найдем у Нестора-летописца, такой же актуальный сегодня, как и столетия назад: «Не хорошо, когда свои своих убивают...»

При отделе религиозного образования Санкт-Петербургской митрополии создан Семейный центр, деятельность которого полезна и многогранна (сайт религиозного образования Санкт-Петербургской митрополии eoro.ru). Священники и педагоги Санкт-Петербурга стараются не упустить возможности оказать помощь в духовном становлении школьников и студентов.

О прославлении и почитании святых

Счастливые и увлеченные часов не наблюдают! На едином дыхании пролетела 4-часовая конференция «Прославление и почитание святых» в Сергиевском зале. Все было очень нужным и полезным. У нас, великолучан, к счастью, тоже есть три Небесных покровителя: святой преподобный Мартирий Великолукский и Зеленецкий Чудотворец, Святейший Патриарх Тихон, Московский и всея России Чудотворец, Новомученик и Исповедник Российский Иоанн (Троянский), епископ Великолукский и Торопецкий.

Есть у нас и почитаемые в Великолукском крае, но пока не прославленные Церковью (как местночтимые святые) схимонахи Нил и Антоний (Крюченские), подвижница веры и благочестия девица-старица Екатерина. По благословению владыки Сергия, епископа Великолукского и Невельского, мы продолжаем записывать воспоминания о милости и помощи Божией людям по молитвам матушки Екатерины. С надеждою и верою народ Божий прикладывается к святому камушку девицы-старицы Екатерины, находящемуся в церкви во имя иконы Матери Божией Казанской. На этом камушке Сама Пресвятая Богородица оставила след Своей стопы. Почему не прославлены эти подвижники веры и благочестия? Возможно, и по нашему нерадению. Одни боятся, другие ленятся записать о Божией помощи по молитвам наших родных «несвятых святых», забывая завещанное: «Благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте перед всеми живущими, что Он сделал для вас (Товит. 12,6); «Тайну Цареву добро хранити, дела же Божии открывать славно» (Товит. 12,7)

Председатель конференции «Почитание и прославление святых», епископ Троицкий Панкратий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставро-пигиального мужского монастыря, обратил серьезное внимание на важность момента исповедни-чества или мученической кончины. Единственным источником информации, раскрывающим исповеднический подвиг или страдальческую кончину, являются дела карательных организаций, из которых можно узнать, как христианин жил, вел себя на допросах, то есть нравственный облик человека: принял ли мученичество, но не поступился нравственными принципами, не отрекся от Бога, не предал ближних или не выдержал мучений, дал подписку на сотрудничество, стал агентом... Сегодня полную информацию можно получить только в Украинских архивах, которые открыты для исследователей. В наших архивах пока можно найти материалы о пострадавших от репрессий в 20-30-е годы.

Наши наставники - ученики святых

Думаю, многие педагоги не раз обратятся к материалам конференции «Наследие Святых Отцов в жизни семьи и общества. Преемство: наши наставники-ученики святых», которая была посвящена духовным причинам трагических событий XX века, осмыслению ключевого вопроса для усвоения уроков минувшего столетия. Возглавил конференцию митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. С замиранием сердец слушали мы о Владыке Иосифе (Чернове), митрополите Алма-Атинском и Казахстанском, старце, юродивом, который терпеливо и смиренно провел более 20 лет в ссылках, неустанно благодаря Бога за крепость веры в тяжелых испытаниях. Владыка всегда оставался жизнерадостным, добрым, заботливым, укрепляя в вере и любви к Господу народ Божий.

Наследие подвижника веры свя-щенномученика Константина (Любомудрова) взволновало священников и педагогов. «Где просто, там Ангелов со сто...» Всего в девяти словах батюшка отвечает потомкам на волнующий многих вопрос: «Без союза с Церковью Христовой ты далек от спасения».

Поражают мысли отца Константина, расстрелянного 19 ноября 1937 года на Бутовском полигоне, о зле неверия, о священном долге отца и матери - воспитать из ребенка хорошего семьянина, о недопустимости драк, скандалов, брани, винопития, мата. Батюшка называет это зло «угрозой духовному благополучию Отечества».

Духовный отец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Преемство святости

Незабываемым было выступление нашего дорогого земляка - благочинного Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Филарета (Кольцова). Светло и проникновенно, с большой, искренней любовью отец Филарет рассказал о своем дорогом приснопоминаемом духовном отце - старце Иоанне (Крестьян-кине), почившем о Господе 5 февраля 2006 года в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Все собравшиеся в Сергиевском зале внимали каждому слову батюшки Филарета, потому что говорил он не устами, а сердцем, щедро делился незабываемыми, яркими, не прочитанными в книгах, а личными воспоминаниями о любимом духовном отце, «видевшем свет невечерний...»

Нам, любящим батюшку Иоанна и Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, выступление отца Филарета было особенно дорого. Он начал просто, тепло и сердечно, проникновенно, как обычно обращался к народу Божию отец Иоанн: «Други наши!.. С каждым годом отец Иоанн, учивший идти Царским, средним, спасительным путем, открывается по-новому. У каждого отец Иоанн - свой. Сегодня батюшка, исповедник веры, как драгоценный бриллиант, открывается все новыми гранями...»

Наставники отца Иоанна - ученики Святых. Святые угодники Божии пребывали с ним от рождения... Батюшка повторял, что у Бога нет ничего случайного, нужно только видеть следы Промысла Божия в нашей жизни.

Ваня был восьмым и последним ребенком в семье благочестивых и боголюбивых орловских мещан Михаила Дмитриевича и Елисаветы Иларионовны Крестьянкиных. Родился он 11 апреля 1910 года, в день преподобного Иоанна Пустынника, и получил при крещении имя этого святого.

Отец Филарет напомнил, что в этот же день Церковь празднует память преподобных отцов Псково-Печерских Марка и Ионы. Быть может, они тоже были вос-преемниками младенца вместе с преподобным Иоанном Пустынником?

Ванечка появился на свет очень слабеньким, и сердобольные родственники, жалея мать-вдову, вздыхали: «Уж лучше бы умер...» Крепкая вера, неиссякаемая любовь и горячая молитва матери даровали сыну трудную, но долгую жизнь.

Батюшка Иоанн рассказывал духовному сыну отцу Филарету, как однажды во младенчестве, когда он тяжело болел и почти умирал, его мама Елисавета, выбившись из сил от переживаний и бессонных ночей, задремала над детской кроваткой... Словно наяву она увидела перед собой девушку неземной, дивной красоты, которая обратилась к ней: «А ты мне его отдашь?». Елисавета Иларионовна почувствовала сердцем в гостье великомученицу Варвару. В душевном трепете она протянула к ней руки - и проснулась. А сыночек стал выздоравливать. С того дня святая Варвара стала спутницей его жизни, Небесной Покровительницей и заступницей. До последних дней батюшка Иоанн ежедневно обращался к ней в молитвах.

Ваню носили и водили в Церковь с самого рождения. Его любимой игрой в младенчестве было «служение». Первое кадило из консервной банки, орарь - из полотенца, а первой прихожанкой и духовным чадом была любимая мамочка! В 6 лет Ванечка стал пономарем и рядом с батюшкой ходил с требами по приходу.

В 12 лет иподиакон Иоанн попросил благословения у елецкого епископа: «Я хочу быть монахом!» Благословение архиерея Николая (Никольского), Исповедника и Мученика, воплотилось в жизнь...

«С преподобным преподобен будеши, со избранным избран будеши...». Вокруг отца Иоанна были люди святой жизни, он любил их, молился за них, восхищался их мужеством и стоянием в вере. И сам с юности научился видеть чудо Божиего водительства по жизни: «Главная цель - бого-угождение ради любви к Господу... А как, какой дорогой, по каким ухабам пройти придется - это дело Божие».

Детство окончилось в 1917 году: «предчувствие всеобщего... хаоса и царства антихриста охватило Русь». Родной Орел, как и все российские города и села, прощался с христианским укладом жизни в ожидании грядущей беды. Замолкла радостная перекличка, серебряный звон церковных колоколов. Неизгладимое впечатление оставили показательные суды над дорогими сердцу Владыками Серафимом (Остроумовым) и Николаем (Никольским), заставили рано повзрослеть... Вместо школьных занятий Ваня служил пономарем в Ильинской церкви. Это было смелое и мужественное решение.

В 1923 году в жизни Вани Крестьянкина произошла встреча со Святейшим Патриархом Тихоном в Донском монастыре. Батюшка уже в старости говорил, что до сих пор чувствует благословляющую теплую ладонь Святого Патриарха на своей голове. В 1929 году Ваня окончил школу и бухгалтерские курсы и приступил к работе. Но вскоре был уволен за отказ работать в воскресенье. Чтобы узнать волю Божию, мама отправила сына к благодатной старице Вере (Логиновой). Матушка благословила его жить в Москве и назначила встречу с ней в будущем на Псковской земле. Через 40 лет свершилось предсказание. Память сердца отца Иоанна хранила светлый образ старицы Веры. Молитва о ней и молитва к ней сопутствовали батюшке всю долгую жизнь.

...На фронт Ивана не взяли из-за болезни глаз, оставили в тылу. В июле 1944 года, освободившись от гражданской службы, Иван Крестьянкин был назначен псаломщиком в храм Рождества Христова в Измайлове. Митрополит Николай (Ярушевич) благословил его на служение Матери-Церкви, а через полгода по ходатайству настоятеля храма он был рукоположен во диакона. 25 октября 1945 года диакона Ивана Крестьянкина, отлично сдавшего экзамены за курс Духовной семинарии, Патриарх Алексий I (Симанский) рукоположил во пресвитера. Отец Иоанн служил на приходе в Измайлово. Испытал любовь прихожан, искушения и скорби. Близилось окончание Духовной академии, но в ночь на 30 апреля 1950 года отец Иоанн был арестован. Доносы, провокации, клевета составили солидное дело. 2 месяца батюшка провел на Лубянке, затем его перевели в камеру-одиночку Лефортовской тюрьмы, а через полтора месяца перевезли в Бутырскую тюрьму - в камеру с уголовными преступниками...

Когда тучи над ним начали сгущаться, отец Иоанн поехал к оптинскому старцу игумену Иоанну (Соколову) - «профессору Небесных академий», дорогому «батеньке».

- Знаешь, где тебя арестуют? - спросил старец.
- Знаю, - смиренно ответил отец Иоанн и без смущения спросил:
- А воля Божия какова?
- Лучше, чтобы пошел, - посоветовал «батенька».

Больше отец Иоанн ни о чем не спрашивал. Преклонил голову:

- Благословите!..

Боясь пропустить и слово из рассказа архимандрита Филарета, мы вспомнили, как Господь решил испытать силу веру Авраама, проверить его верность и научить через него людей любить Бога. Бог повелел Аврааму принести в жертву любимого сына Исаака. Авраам повиновался. Ему было очень жаль своего единственного сына, которого он любил больше, чем себя. Но Бога он любил еще больше и искренне верил Ему. Знал, что Бог никогда и ничего плохо не пожелает. Поэтому тотчас повиновался Его святой воле.

Отец Иоанн не пытался избежать ареста. Предал себя в руки Бога Живаго. Началось особое время служения Господу не в храме, а в лагерях, где среди заключенных были отверженные, отступившие от Бога...

8 октября 1950 года последовал приговор - 7 лет лишения свободы в лагере строго режима Архангельской области, на разъезде Черная Речка. Работал на лесоповале. Голодал, не в силах выработать жесткую норму при своей физической слабости. Деревья чуть было не свалили его в могилу. Господь помиловал, внушив начальству перевести его на более посильную работу. От жестокой реальности уходил в молитву, и Дух Божий преображал лагерную жизнь и людей в ней. Ровно и приветливо относился к шпане, уголовникам, изгоям.

Незадолго до окончания срока батюшку поставили раздавать заключенным заработанные гроши - и чемодан с деньгами у него похитили. Отец Иоанн приготовился к худшему - продлению срока, просил Господа: «Аще возможно, да минует меня чаша сия, но не как я хочу, но Сам Ты, Владыко» (ср.: Мф. 26,39). На другой день утром чемодан с деньгами в целости и сохранности был возвращен. Принес его главарь, учинивший шпане разнос за обиду «бати». Отец Иоанн говорил о лагерной жизни как об особом времени молитвы, когда Господь рядом. Такое на свободе повторить невозможно.

Весной 1953 года милостью Божией заключенного Крестьян-кина перевели по состоянию здоровья в инвалидное лагерное подразделение под Самарой, определив на работу бухгалтером. Для батюшки Иоанна ни в заключении, ни на этапах испытания его верности Богу - нигде не было врагов, повинных в пяти годах, проведенных в неволе!

Освобождение пришло 15 февраля 1955 года - в день Сретения Господня. Московский митрополит Николай (Ярушевич) благословил отца Иоанна на дальнейшее служение в Псковской епархии. Батюшка начал службу в Троицком соборе города Пскова. А вскоре получил известие от своего духовного отца игумена Иоанна (Соколова), что заведено новое дело: «Мы помолимся, чтоб оно не имело хода, но ты из Пскова исчезни...»

Обстоятельства жизни привели отца Иоанна на рязанскую землю. Батюшку, всюду возрождавшего церковную жизнь, переводили с прихода на приход. Духовным наставником отца Иоанна в эти годы был старец Глинской пустыни, иеросхимонах Серафим (Романцов). 10 июля 1966 года отец Серафим, служивший после закрытия Глинской пустыни в кафедральном соборе г. Сухуми, объявил тяжко болящему отцу Иоанну, что сам пострижет его в монашество и тем предаст в волю Божию: «Если умрешь, то монахом...» Молитвы старца и постриг стали животворящей силой, вернувшей больного к жизни. Не случайно отец Серафим дал при постриге отцу Иоанну имя Апостола любви, евангелиста Иоанна Богослова. Духовный отец посоветовал просить благословения у Святейшего на водворение в монастырь.

В городке Касимове известие об отъезде отца Иоанна отозвалось болью в сердцах прихожан. Утешая скорбящих, батюшка обещал: «Отходя от вас телесно, я не разлучаюсь с вами духовно. Я вам дорожку протопчу в Псково-Печерский монастырь».

Батюшка Иоанн приехал в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь 5 марта 1967 года - в день памяти преподобного мученика Корнилия. С теплым участием и братской любовью встретил его наместник монастыря архимандрит Алипий. Отец Иоанн благоговел перед братией святой обители. Многие из монахов прошли через тяжелые жизненные испытания (войной, заточением, скитанием, изгнанием). Батюшка видел в них уже здесь, на земле, небесных жителей.

До 1999 года отец Иоанн молился в храме, служил праздничные Литургии, принимал посетителей, по послушанию говорил проповеди, отвечал на письма...

10 февраля 2003 года происходило освидетельствование мощей печерского старца Симеона (Желнина). Отец Иоанн знал и любил старца, служил вместе с ним, не раз беседовал... Раки на принятие мощей не оказалось. Зная, что в келии отца Иоанна стоит гроб, подаренный батюшке монахами и им же освященный, наместник попросил отдать гроб святому старцу. Батюшка Иоанн ответил согласием. Сразу по канонизации, когда для святого изготовили раку, преподобный Симеон возвратил батюшке его домовину уже обжитой, уступил место в Богом зданных пещерах.

Отец Филарет говорил о великом таинстве - преемстве святости. Духовное чадо отца Иоанна, он был рядом с ним много лет и теперь, когда батюшка во обителях Небесных (5 февраля исполнилось 12 лет), чувствует с ним молитвенную связь.

По словам отца Филарета, батюшка Иоанн исполнил завет Святого Серафима Саровского -стяжал «дух мирен», никто не уходил от него неутешенным, разочарованным. Люди ехали за тридевять земель, чтобы поблагодарить батюшку за помощь Божию по его молитвам, которые слышал Господь. Многие полюбили отца Иоанна заочно, слушая записи его дивных проповедей, словно подготовленных для каждого из нас, отвечающих на все трудные вопросы. А сегодня мы с волнением читаем написанное им и о нем, а в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь едет народ Божий со всего света, чтобы помолиться в храмах и святых пещерах... С трепетом душевным входим мы в скромную, милую, родную батюшкину келью...

Слова отца Филарета находили живой отклик в сердцах: «Отец Иоанн для меня - святой. Жизнь его - подвижничество, подвиг веры и благочестия, значит, движение навстречу Богу... Господь даровал ему долгую жизнь - почти целый век (1910-2006 гг.). Не раз рушились устои жизни, а батюшка Иоанн остался связующим звеном Святой Руси, живым примером, как сохранить крепкую веру в безбожном мире, не свернуть с пути Божиего, не покривить душой. Этот путь нам еще предстоит осмыслить: сквозь сень смертную - к богообщению и богопознанию; путь от детской чистой веры - к осознанной нерушимой вере и присутствию Божию в жизни. Несомненная надежда, нелицемерная любовь и крепкая вера помогали батюшке видеть Волю и Промысл Божий о себе и о людях.

Отец Иоанн считал несчастными тех, кто знает все и не знает Бога, и счастливыми, кто верует и любит Творца, даже если не знает многого по людским меркам...»

Какие это бесценные уроки жизни! Как посчастливилось духовным чадам батюшки, для которых он был скорее матерью, чем духовным отцом (именно таким, по определению Свт. Василия Великого, должен быть духовный отец). Что ни мысль у отца Иоанна, то афоризм, крылатая фраза: «Человек или соработник у Бога, или разоритель того, что Господь созидает...»

Батюшку Филарета мы готовы были слушать хоть целый день! Все забыли о времени, и руководители секции не напоминали о регламенте. Батюшка Иоанн в те счастливые минуты точно был рядом с нами, и на душе стало мирно-мирно, светло-радостно и чисто.

Рядом со мной сидели педагоги и руководители школ с Урала, Камчатки и Байкала. Они не сдерживали умилительных слез и тихо шептали: «Мы тоже знаем и любим батюшку...» А Татьяна А. в конце 1990-х написала отцу Иоанну письмо - и он ответил, дал мудрые советы. И все встало в жизни на свои места!

Увиденный в заключение фильм неизгладим из памяти сердца1 Батюшка Иоанн и отец Филарет летним солнечным днем идут по песчаной дорожке среди бескрайних печорских полей... Мы ощутили благоухание разнотравья, услышали пение птиц... По дороге встречается народ Божий, отец Иоанн кланяется каждому как посланнику Божию, с любовью благословляет...

Как мил и дорог сердцу добрейший, светлый батюшка Иоанн! Он и сегодня с нами, молится за псковский край, родной монастырь, за своих духовных чад и земляков пред Престолом Божиим. Мы его помним и любим. У Бога все живы!

Житенный монастырь - заботливая семья
 
Порадовали юбилейные торжества в честь 10-летия студии «Радость моя» телеканала «Союз» в зале Церковных Соборов. Зрители с любовью и уважением аплодировали игуменье Елизавете, настоятельнице Житенного монастыря г.Осташкова Тверской области, награжденной Благодарственным письмом телеканала за плодотворную духовно-просветительскую деятельность. Монашеская обитель - дружная, сплоченная, заботливая семья, куда стремятся девушки и женщины, попавшие в безвыходную жизненную ситуацию. Здесь исправляются судьбы, отогреваются сердца, с любовью воспитываются детишки, которые могли бы не появиться на свет...

Внуки по переписке

Заинтересовали программы телеканала: новостная - «Ориентиры» и социальная - «Связь поколений». А недавно появился новый проект, который помог многим одиноким, нуждающимся в помощи и заботе людям. Проект «Внуки по переписке» претворили в жизнь добросердечные и отзывчивые студенты. Как хорошо, что у современных студентов такие милующие, сострадательные, участливые сердца! Владея инновационными компьютерными технологиями, они взяли в руки простые ручки, чтобы написать письма одиноким пожилым людям из 85 Домов престарелых. За год написано 3,5 тысячи писем - теплых, добрых, сердечных, заботливых.

Проект «Крестный путь»

До глубины души взволновал новый просветительский проект «Крестный путь» - о судьбах и подвижническом служении Господу и народу, Церкви и Родине всех русских Патриархов. Мы с волнением смотрели фрагменты из фильма, посвященного нашему святому земляку - Патриарху Тихону, Московскому и всея России Чудотворцу, который стал первым святым советского времени и одним из первых Ново-мучеников, канонизированных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1989 году.

«Царская семья. Путь к святым»

Захотелось посмотреть фильм «Царская семья. Путь к святым». Это новая работа молодого режиссера Алены Поликовской -взгляд на героев веры из сегодняшнего дня. В съемках участвовали студенты ЛГУ и Санкт-Петербургской Духовной семинарии. С волнением они говорили: «Всем сердцем желаю, чтобы в нашей стране и во всем мире наконец-то узнали правду о Святых Царственных Мучениках, которых мы искренне считаем «ближе многих близких и родней родных...». «Святой Царь Мученик сделал последний шаг в объятия Бога...». «Покорные воле Божией, Царственные Мученики ушли в Вечность с молитвой за врагов, просили не мстить за них...». «Мы счастливы, что довелось участвовать в съемках. Этот фильм очищает душу. Советуем всем посмотреть его. Подумать. Поплакать».

И мы задумались над трагическими событиями 100-летней давности - началом жестоких гонений на Церковь и подвигов Ново-мучеников и Исповедников Российских. Этот фильм должен посмотреть каждый православный человек. Живые, волнующие судьбы. Милые лица - лики! С волнением и печалью следишь за кадрами: страну захлестнули ложь, измена, трусость. Император, Помазанник Божий, оклеветанный и преданный, в одночасье остался один. Какая скорбь и боль в глазах Отца семьи и всего Отечества! Масоны, богоборцы и их пособники нарушили нравственную и духовную Божию вертикаль... Мог бы Царь поступить как Главнокомандующий, жестоко подавив восстание в Петрограде? Человек святой жизни смог бы пролить реки крови?.. В фильме нет прямого ответа. Он побуждает мыслить и сопереживать. Учит любить, верить, прощать... К проекту «Трейлер 100+», мы обратимся не раз. Наступило 100-летие умного исторического и молитвенного осмысления уроков XX века.

«Герои от нас не уходят...» 

Педагогическая мастерская «Поезд творческих идей» Кубанской митрополии собрала целый зал. На слайдах презентации - чудесный Музей в сельской школе с двумя экспозициями: «История Великой Отечественной войны» и «Время подвигов пламенных не уйдет в забытье» (о героях-зем-ляках). В создании Музея участвовали монахи, учителя, школьники и их родители - всем миром создали в школе Центр патриотических инициатив, благодаря которому ожили школа и сельская глубинка.

Женский подвиг в истории Церкви 
 
26 января мы увидели и услышали столько полезного, драгоценного для работы, неоценимого для жизни! Конференция «Православное краеведение и просвещение. Женский подвиг в истории Церкви» дала заряд энергии. Учителя знают, как вдохновляет юные сердца обращение к истории малой родины, местным святыням. Действительно, «святое всех роднит со всеми...» Духовным краеведам Подмосковья есть чем поделиться с коллегами. Летом 2018 года исполняется 100 лет со дня создания Союза православных женщин. У его истоков - Софья Дмитриевна Самарина, фрейлина Императрицы Александры Феодоровны. Женское патриотическое общество было создано в 1812 году, и до 1917 года оно служило Родине под патронатом пяти Императриц. О беспримерных подвигах славных женщин России, об их преданном служении Господу, Матери-Церкви, Родине и обществу мы узнали из прекрасно подготовленных докладов: «Святые жены Руси» Г.В. Ананьиной, «Материнские переживания княгини Наталии Владимировны Урусовой в годы гонений на православную веру в 1917-1941 гг.» М.Ю. Лачаевой, «Семья новомученицы и исповедницы Хионии (Архангельской) и отражение ее подвига в судьбах ее детей» Е.И. Калининой.

С интересом слушали педагоги выступление С.М. Бурлака, научного сотрудника Свято-Фила-ретовского православного христианского института «Духовная жизнь пианистки М.В. Юдиной в советское время». Мария Вениаминовна - наша землячка, не-вельчанка.

Ее судьба удивительна - это путь к Богу, вере, храму через искусство. Церковная музыка, служение Богу и людям, забота о ближних и дальних, круговая порука любви и добра стали смыслом ее яркой творческой жизни.

Наиполезнейшим был конкурс «Православная инициатива» - мастер-класс руководителей успешно реализованных проектов.

Лепта на алтарь Божий 

Закрытие Рождественских чтений было торжественным и радостным. За эти три незабываемых дня мы увидели столько талантливых, творческих, трудолюбивых людей, для которых будущее нашей Родины неразрывно с ее историей и традициями, а будущее человечества - с нравственными ценностями, которые заложены в человека, венец Творения, Самим Господом. Как славно, что

...И в наши дни Бог воздвигает Добра подвижников средь пас, Чрез коих нам напоминает, Что светоч веры не угас... 

Следуя завету Святителя Игнатия (Брянчанинова), «... каждый из нас должен принести свою песчинку труда, любви, милосердия на алтарь Божий...» Поэтому сегодня от священника и учителя, врача и ученого, военного и рабочего зависит будущее страны и всего человечества.
Ольга Конеева
Источник: газета "Великолукская правда", №25-28. 10, 13-15 февраля 2018 года