В Неделю о мытаре и фарисее епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Троицком храме города Себежа -

Московский Патриархат
Псковская Митрополия

По благословению
Преосвященнейшего Сергия,
епископа Великолукского и Невельского
Официальный сайт

В Неделю о мытаре и фарисее епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Троицком храме города Себежа

Опубликовано 28 января 2018 г. - 572 просмотров В Неделю о мытаре и фарисее епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Троицком храме города Себежа

28 января 2018 года, в Неделю о мытаре и фарисее, епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком храме г.Себежа.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Невельского церковного округа, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г.Невеля протоиерей Петр Нетреба; настоятель Свято-Троицкого храма г.Себеж иерей Василий Нетреба; клирик Свято-Троицкого храма г.Себеж иерей Николай Михайлов и секретарь Великолукского епархиального управления иеромонах Нил (Лосев). Диаконский чин возглавил заведующий канцелярией Великолукского Епархиального управления иеродиакон Андрей (Парфенов).

По окончании Литургии епископ Сергий поздравил всех с воскресным днем, а причастников с принятием Святых Христовых Таин, и обратился к собравшихся с архипастырским словом на тему воскресного Евангельского чтения - (Лк., XVIII, 9-14.) - о мытаре и фарисее.

После богослужения владыка Сергий встретился с воспитанниками воскресной школы Свято-Троицкого храма г.Себежа. Архипастырь благословил учителя и учеников на изучение Закона Божия и совершение добрых дел и призвал юных христиан молиться, посещать храм Божий, быть смиренными и слушаться родителей.

Напомним, что подготовку к Великому посту Церковь начинает заранее, за три седмицы (т.е. недели). Четыре воскресных дня до начала Святой Четыредесятницы посвящены подготовке к подвигам поста, покаяния и усердной молитвы. И перед земными сражениями воины начинают готовиться заблаговременно. Так и святые отцы перед особым подвигом духовной брани, перед Великим Постом установили подготовительные дни.

Каждая из трех седмиц и каждая из четырех Недель (т. е. воскресных дней) перед Великим постом имеет свое название и значение.

Первый из воскресных дней, с которого начинается Постная Триодь (богослужебная книга, в которой содержатся службы Великого поста), называется Неделей о мытаре и фарисее. В этот день на Литургии читается Евангельская притча о мытаре и фарисее, изложенная в Евангелии от Луки. Основание всех подвигов - смирение, без которого все наши добродетели и усилия тщетны. А гордость, мнение о своей праведности с уничижением ближних, препятствует нашему покаянию и нашему спасению. Поэтому именно с этой притчи и начинается подготовка к Великому посту.

Притча, которую по евангельскому сюжету Иисус рассказывал «некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других», повествует о том, как фарисей и мытарь молились в храме.

Фарисей молился так: «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Мытарь же от стыда перед Богом за свою неправедную жизнь «не смел даже поднять глаз на небо» и лишь молил Его о прощении грехов: «Боже, милостив буди мне грешному». Эти слова выделены в отдельную «Молитву мытаря», которая принята православной церковью как общеупотребительная.

Притча завершается утверждением Иисуса, что мытарь «пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

В этот день церковь призывает христиан к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) будет оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) - осужден. «Фарисеева убежим высокоглаголания (напыщенного многословия)», - говорится в этот день, «научимся высоте глагол смренных» мытаря, потому что нет без смирения настоящего покаяния.

В Первую седмицу поста нет, поэтому она называется «сплошной». В среду и пятницу христианам позволено вкушать скоромную (запрещенную к употреблению в большинство иных дней поста и подготовительных седмиц) пищу в знак обличения этим горделивого поста фарисея.

В Неделю о мытаре и фарисее в храмах совершается Божественная Литургия, которая имеет следующую особенность: на утрени после Евангелия поются особые покаянные великопостные тропари («Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»).