В день памяти преподобного Серафима Саровского епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Святогорском монастыре -

Московский Патриархат
Псковская Митрополия

По благословению
Преосвященнейшего Сергия,
епископа Великолукского и Невельского
Официальный сайт

В день памяти преподобного Серафима Саровского епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Святогорском монастыре

Опубликовано 16 января 2018 г. - 797 просмотров В день памяти преподобного Серафима Саровского епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Литургию в Святогорском монастыре

15 января 2018 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил Божественную литургию в Святогорском Свято-Успенском мужском монастыре пгт.Пушкинские Горы.

Его Преосвященству сослужили: игумен Свято-Успенского Святогорского монастыря архимандрит Макарий (Швайко); насельники монастыря в священном сане, а также клирики Великолукской епархии. Диаконский чин возглавил заведующий канцелярией Великолукского Епархиального управления иеродиакон Андрей (Парфенов).

По окончании богослужения епископ Сергий поздравил всех с днем памяти преподобного Серафима Саровского и обратился к собравшимся с архипастырским словом, посвящённом благочестивой жизни и подвигам преподобного Серафима.

«Без Бога всегда трудно и тягостно, с Богом всегда хорошо, легко и радостно в душе человеческой, несмотря ни на какие скорби, печали земной жизни! Чему нас учит преподобный Серафим - смирению, терпению, любви к Богу, и чтобы в сердце нашем царил мир, покой и радость о Святом Духе. Преподобный Серафим исполнил правду Божию, потому что он жил в этой Божией правде, в смирении, в исполнении заповедей Божиих и стяжал вечную и блаженную жизнь», - заключил владыка Сергий.

Напомним, что преподобный Серафим Саровский, в миру - Прохор Исидорович Мошнин, родился в 1754 году в г.Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел. В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг - Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха. В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. 

В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник. Ряд фактов жития преподобного Серафима весьма примечательны. Однажды, на протяжении трех с половиной лет, аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей преподобный Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого отца Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно, что кормил Старец и других животных). Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их, по его требованию они были оставлены без наказания. 

В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы. 

Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

Летом 1903 года произошло беспрецедентное для Синодального периода истории Русской православной церкви событие - обретение мощей и торжественная канонизация преподобного Серафима Саровского, в которой участвовали до трехсот тысяч паломников, священников, архиереев и государь император с семьей и свитой. Инициатором прославления преподобного Серафима Саровского был Николай II. Формально это было превышением власти, инициировать канонизацию имел право только Священный Синод.

Никому из сотен тысяч участников Серафимовских торжеств 1903 года и в голову не могло прийти, что меньше чем через двадцать лет мощи всенародно любимого святого будут не бережно и торжественно, с молитвой вынуты из раки, чтобы крестным ходом перенести их на новое место поклонения, а варварски «изъяты» и увезены в Москву, в Музей религиозного искусства. А в храме Донского монастыря, освященном в 1914 году во имя преподобного Серафима Саровского и святой благоверной княгини Анны Кашинской, уже в 1927 году устроят один из первых в СССР крематориев. И лишь осенью 1990 года мощи святого случайно обнаружат в запасниках Музея истории Религии в Ленинграде.

Зимой 1991 года вторично обретенные мощи преподобного Серафима Саровского крестным ходом перенесли в Москву, а летом крестный ход с ними двинулся из Москвы в Дивеево, останавливаясь во всех городах и монастырях, встречавшихся на пути, чтобы тысячи паломников могли поклониться святыне. 1 августа 1991 года, в день памяти преподобного, его мощи вернулись во вновь открытый Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Фотоматериалы