Не елейно о годе юбилейном -

Московский Патриархат
Псковская Митрополия

По благословению
Преосвященнейшего Сергия,
епископа Великолукского и Невельского
Официальный сайт

Не елейно о годе юбилейном

Опубликовано 14 декабря 2017 г. - 357 просмотров Не елейно о годе юбилейном

Недавно в Москве состоялся Архиерейский собор Русской Православной Церкви. В числе его участников был и правящий архиерей Великолукской епархии, епископ Великолукский и Невельский Сергий, с которым по возвращении у нас состоялся интересный и содержательный разговор, начавшийся с вопроса о значимости Собора для церковной жизни.

Ради истины стоит подождать

– Это очень значимое событие в жизни Церкви. Соборы проходят не часто, обычно раз в четыре года, а нынешний особо примечателен тем, что совпал со столетием восстановления патриаршества в Русской Церкви, упраздненного в 1721 году Петром I. То есть почти двести лет наша Церковь жила без духовного главы, под управлением государства, что, конечно же, не пошло на пользу ни Церкви, ни обществу, ни, в конечном итоге, самому государству. Возвращение же патриаршества совпало с началом жестоких гонений на Церковь, продолжавшихся в явной или скрытой форме семьдесят лет. И только сегодня Церковь снова получила возможность участвовать в общественной жизни, при этом оставаясь особым духовным организмом, уважающим государственные законы и постановления, но не соединяющимся с государством, на деле реализуя слова Спасителя: «Царств мое не от мира сего».

– Владыка Сергий, коль уж мы затронули тему революционных событий, то могли бы Вы пояснить, почему так затягивается окончательный вердикт по «екатеринбургским останкам»?

– Для Церкви это с лишком важный вопрос, в котором нельзя ошибиться. Расследование началось еще в конце девяностых годов, когда круг единомышленников покойного Бориса Немцова организовал кампанию по признанию найденных под Екатеринбургом тел останками царской семьи. Но тогда все делалось очень поверхностно, а представителей Церкви просто не допускали до участия в этом процессе. Сегодня же, напротив, действующий президент распорядился предоставить все архивные материалы для того, чтобы установить истину. Рассматриваются разнообразные версии, включая ритуальное убийство царской семьи с последующим сожжением останков. Были вскрыты могилы отца и брата последнего императора для взятия генетических проб, которые отправлены в различные институты для проведения идентификации. Дождемся выводов генетической комиссии, чтобы поставить точку в этом вопросе. Процесс длительный, но, возможно, на следующем Соборе уже будет озвучено окончательное решение.

Аборты – не за наши налоги

– Нынешний Архиерейский собор внес ряд изменений в практику заключения церковных браков. Есть послабление – разрешено венчаться кумовьям, то есть крестным родителям одного и того же ребенка...

– Это даже не послабление, поскольку подобное разрешение появилось еще в конце девятнадцатого века, но на практике оно не получило распространения.

– В то же время в соборных решениях есть и ужесточения. Например, четко оговаривается число прошлых венчаний и союзов, заключенных в загсах, допускающих вступление в новый церковный брак. Выходит, сегодня Пугачеву и Галкина уже бы не обвенчали?

– Да, поскольку даже третье венчание допускается лишь в виде исключения при наличии определенных условий. На Соборе рассматривались и другие вопросы по браку, поскольку появились новые, характерные именно для нашего времени семейные проблемы. Например, раньше церковный брак утрачивал свою каноническую силу всего по трем положениям. Сегодня, когда получили столь широкое распространение наркомания, алкоголизм и разного рода извращения, этот список расширился. Кроме того, на Соборе было четко сказано, что Церковь не признает и не будет признавать однополых браков или браков лиц, сменивших свой пол, независимо от государственной позиции по этому вопросу.

– Возможно ли венчание, если кто-то из супругов не исповедует православие?

– Возможно венчание с христианским иноверцем, но при условии, что дети от такого брака будут воспитываться в православной вере.

– Положительно оценивая усилия власти в сфере защиты материнства и детства Освященный собор выразил обеспокоенность тем, что позиция Церкви, которая призывает вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования, не находит полного понимания в органах, к компетенции которых относится принятие соответствующих решений. А есть ли хоть какие-то предпосылки к достижению взаимного понимания Церкви и государства по данному вопросу?

– Главная предпосылка – это нынешняя демографическая ситуация в России. Поэтому, думаю, когда-нибудь взаимопонимание будет достигнуто. Не может же вечно продолжаться такая абсурдная ситуация, когда столь вредное для страны и противное нашей христианской совести дело, как аборты, оплачивается из налогов россиян. Во всяком случае, мы будем продолжать привлекать внимание общества к этой проблеме.

О глобализации, геноциде и «покаянном письме»

– На Соборе вновь была подтверждена актуальность позиции Церкви по вопросамэлектронной идентификации личности, учета и обработки персональных данных. Все это сегодня преподносится исключительно как благо для человека и общества, а какие опасения на этот счет существуют у православных христиан?

– Опасность вышеозначенных процессов глобализации заключается в перспективе установления полного контроля над жизнью человека, в том числе личной. Это нарушает дарованную нам Богом свободу. У кого в руках окажется вся эта информация? Где гарантия, что она будет использоваться исключительно в благих целях? Для всех думающих людей становится все более очевидным намерение определенных сил превратить наш мир в управляемый электронный концлагерь, где можно будет исключить всякую свободную мысль и легко подавить любые попытки сопротивления. Понятно, что все это делается под благовидными предлогами: защиты от терроризма, дополнительных удобств, однако Собор призывает власть придерживаться в данном вопросе принципа добровольности, предполагающего наличие выбора для человека и не допущения поражений в правах тех, кто отказывается от средств электронной идентификации в пользу традиционных методов удостоверения личности.

– Необходимость защиты подвергающихся геноциду христиан стала причиной встречи в Гаване Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Стоит ли теперь ожидать более тесного взаимодействия между православными и представителями других ветвей христианства?

– Это была первая за минувшее тысячелетие встреча предстоятеля Русской Православной Церкви и главы Католического мира, что и объясняет определенное смущение в православной среде. Но у нее был вполне конкретный повод – объедине ние усилий по защите христиан, подвергающихся преследованиям на Ближнем Востоке и в Африке. Совместный призыв нашего Патриарха и Папы Римского к международному сообществу помог спасти тысячи жизней. При этом никаких богословских вопросов на встрече не поднималось и не планировалось. Папа Римский является главой пусть маленького, но государства, и то, что произошло в Гаване, следует рассматривать, скорее, как встречу политических деятелей, а не религиозных лидеров.

– Накануне Собора много говорилось о так называемом «покаянном письме» от главы самопровозглашенного Киевского патриархата. Это была действительно попытка примирения?
 
– Это было требование признать законным то беззаконие, которое в 1992 году учинил митрополит Филарет (в настоящее время лишенный этого сана), образовавший на Украине собственную «церковь», до сих пор не признанную ни одной поместной Церковью в мире. И ему дали достойный отпор. А вот Украинской Церкви Московского Патриархата, и ранее имевшей весьма широкие права, на Соборе была дарована еще большая самостоятельность. Причина тому – тяжелое положение верных Православию людей на Украине, у которых раскольники отбирают храмы, оправдывая свои гонения тем, что Украинская Церковь Московского патриархата подчиняются патриарху, живущему в «стране-агрессоре».

Церковь не строит детские сады

– Владыка Сергий, предлагаю от глобальных вопросов перейти к местным. Уже три года, как существует Великолукская епархия. Что удалось, что, напротив, не получилось за это время? Столкнулись ли Вы с какими-то непредвиденными трудностями здесь, на великолукской земле?

– Самая большая трудность – бюрократическая волокита и постоянно циркулирующий круг бумаг. А в остальном, слава Богу, все хорошо. Мы имеем контакт практически со всеми образовательными учреждениями, организациями, администрацией города. За это время был освящен храм на Дружбе, началась реконструкция здания епархиального управления, фактически начались и работы по возведению нового храма в честь преподобного Мартирия Великолукского и Зеленецкого, кроме того, открылись новые храмы и в других местах епархии. Не все, конечно, проходит гладко, но ведь и Церковь не может постоянно пребывать в благоденствии и покое уже потому, что некоторых граждан раздражает сам факт ее существования.

– В течение двух ближайших лет на улице Герцена должен вырасти храм преподобного Мартирия. Его строительство будет вестись исключительно на пожертвования великолучан или существуют и другие источники финансирования?

– В этом благом деле также участвуют некоторые московские предприниматели. Как обычно, храм строится всем миром. Не обходится, конечно, без язвительных комментариев в социальных сетях: «А на какие деньги это все делается? Лучше бы детский сад построили или школу...». Но, во-первых, законом не предусмотрено расходование бюджетных денег на строительство храмов. Во-вторых, сама Церковь тоже не занимается строительством детских садов и школ – это прерогатива государства. А вот если у нас не будут появляться новые храмы, то кто выйдет из детских садов и школ? В таком случае мы очень скоро окажемся в новой реалии, населенной людьми, лишенными каких-либо нравственных ориентиров. К чему, впрочем, и призывают либеральные средства массовой информации. И все эти многочисленные негативные публикации о Церкви и священниках – часть продуманной информационной войны против нашего народа.

И счастья в каждом доме

– Владыка Сергий, жизнь епархии – это огромный круг самых разнообразных вопросов. Какие решения Вам кажутся более эффективными: волевые или коллегиальные?

– Мы обычно все делаем коллегиально. Для решения духовных вопросов у нас существует совет благочиния. То есть вся епархия разделена на участки, так называемые благочиния, и, как правило, в районных центрах находится священник, являющийся благочинным. В кругу благочинных мы и решаем все церковные вопросы. А более узкие административные вопросы, как архиерей, я уже решаю самостоятельно. И это обычная церковная практика.

– На пороге новый, 2018-й год. Владыка Сергий, что бы Вы могли пожелать великолучанам и вообще всем жителям юга Псковской области?

– Самое главное – хочется пожелать мира на нашей земле и внутреннего, духовного мира для каждого, уверенности в завтрашнем дне, здоровья, и, конечно, семейного счастья. Пусть небольшого, но в каждом доме, чтобы там царили благополучие и покой, чтобы наша непростая жизнь стала осмысленнее и радостнее. Особенно хочется пожелать этого самым простым людям, труженикам, на которых и держится наше Отечество.
Сергей Жарков
Источник: газета "Стерх-Луки", №50 13 декабря 2017 года