В день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил молебен в часовне деревни Глухово -

Московский Патриархат
Псковская Митрополия

По благословению
Преосвященнейшего Сергия,
епископа Великолукского и Невельского
Официальный сайт

В день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил молебен в часовне деревни Глухово

Опубликовано 22 августа 2017 г. - 350 просмотров В день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил молебен в часовне деревни Глухово

21 августа 2017 года, в день памяти перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил благодарственный молебен в часовне преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в д.Глухово.

Его Преосвященству сослужили: игумен Свято-Успенского Святогорского монастыря архимандрит Макарий (Швайко) и насельники монастыря в священном сане.

По окончании молебна епископ Сергий прочитал молитву перед иконой с мощами преподобных Соловецких чудотворцев и при пении величания приложился к иконам, находящимся в часовне.

Отрадно, что строительство часовни в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в д.Глухово было начато весной 2015 года, а уже 21 августа 2016 года игумен Свято-Успенского Святогорского монастыря архимандрит Макарий (Швайко) совершил чин её освящения.

На освящении часовни присутствовали: губернатор Псковской области А.А. Турчак, глава Пушкиногорского района А.В. Баранов, известный российский кинорежиссер Д.Д. Месхиев, И.В. Гаврюшкин и другие деятели искусства. По окончании чина освящения часовни архимандрит Макарий вручил всем участникам строительства благодарственные грамоты.

Специально для новой часовни братией Свято-Успенского Святогорского монастыря была написана икона святых Соловецких угодников Божиих с вложением в нее частиц их святых мощей.

Напомним, что Преподобные Савватий, Зосима и Герман Соловецкие никогда бы не встретились, если бы Господу было не угодно, чтобы в Белом море вырос прекрасный и уединенный монастырь, в который стремятся по сей день паломники со всего света. Кстати сказать, святые Савватий и Зосима в земной жизни знакомы не были, однако, имя одного подвижника неотделимо теперь от имени другого - в небесной истории.

Первым открыл Соловки как место, словно самим Богом предназначенное для монашеских подвигов, инок Герман - ему их показали рыбаки-поморы. Но остаться там один при всей любви к уединению Герман не решился и поселился на большой земле, на берегу реки Выг. Там его встретил монах Савватий, тоже искавший сугубого уединения и не нашедший его ни в Кирилло-Белозерском монастыре, ни на Валааме. Герман рассказал ему о пустынных островах в Белом море, в двух днях пути от берега, и они поплыли туда вдвоем.

Поселились близ Секирной горы, поставили крест, срубили келью и прожили в ней шесть лет.

А когда Савватий умер, успев перед кончиной добраться до материка и причаститься, Герман вернулся на большую землю, и в устье реки Сумы встретил еще одного монаха, искавшего пустынножительства - Зосиму, которому суждено было стать первым Соловецким игуменом. Вместе они благополучно добрались до острова, поставили келью, ограду, завели огород и зажили трудно и скудно, зато молиться им никто не мешал. Было это в 1436 году.

Испытаний на их долю выпало немало. Однажды осенью Герман уплыл на материк за припасами, а вернуться из-за непогоды не смог до весны, и Зосима только чудом не умер зимой от голода. А весной Герман вернулся с мукой, маслом, рыболовной снастью и рыбаком Марком, который захотел разделить с ними уединение и стал их первым учеником и первым монахом новой обители. Потом появились и другие - они приплывали на остров, рубили себе кельи и начинали жить по примеру Зосимы и Германа.

Тогда Зосима построил небольшую церковь в честь Преображения Господня, а в монашеской общине установил строгий устав и послал одного из иноков в Новгород к архиепископу Ионе с просьбой назначить им игумена. Тот прислал к ним иеромонаха Павла, но он не выдержал суровой Соловецкой жизни и вскоре вернулся в Новгород. Следующий игумен, Феодосий, тоже. Тогда братия избрала игуменом Зосиму.

А монастырь все рос. Маленькая деревянная Преображенская церковь уже не вмещала всех иноков. Построили Успенский храм, побольше, и перенесли в него мощи преподобного Савватия.

В трудах и молитве игумен Зосима дожил до глубокой старости, а когда в 1478 году умер, похоронили его в гробу, который он сам для себя приготовил.

Житие преподобных Зосимы и Савватия составил Соловецкий игумен Досифей - частично по собственным воспоминаниям, частично по рассказам инока Германа, пережившего Зосиму всего на год: в 1479 году игумен послал его по монастырским делам в Новгород, там он и скончался. Отвезти тело покойного на Соловки не смогли из-за распутицы - похоронили у часовни на берегу Свири. Только в 1484 году мощи преподобного Германа перенесли в Соловецкий монастырь и поместили рядом с мощами преподобного Савватия. А после канонизации все они - Савватий, Зосима и Герман - покоились сначала в Преображенском, а потом в Троицком соборе монастыря.

В 1920 году, когда монастырь закрыли, братия спрятала мощи основателей обители, но сотрудники ОГПУ тайник нашли, раки со святыней вскрыли и передали в краеведческий музей при Соловецком лагере особого назначения. В 1940 году, после упразднения лагеря, мощи святых увезли в Центральный антирелигиозный музей в Москву, а потом - в Государственный музей истории религии и атеизма в Казанском соборе Ленинграда, и только в 1990 году вернули церкви. 20 августа 1992 года их торжественно перевезли на Соловки, а 21 августа в монастырском Преображенском соборе было отпраздновано их второе перенесение в этот храм - в тот же самый день, что и первое, в 1566 году.